(Luther) Мартин (10 XI 1483, Эйслебен, Саксония — 18 II 1546, там же) — глава бюргерской Реформации, основатель нем. протестантизма. Окончил Эрфуртский ун-т со степенью магистра свободных иск-в (1505). Доктор богословия (1512). Получил муз. подготовку сначала в школьном хоре, затем в августинском монастыре (1505-07). В религиозных воззрениях Л. нашли отражение противоречивые настроения и колебания нем. бюргерства, стремление избавиться от засилья папской церкви. Л. испытал влияние культуры Возрождения, хорошо знал нар. культуру (в т. ч. нем. песенный фольклор). Л. рассматривал музыку как активное средство духовного формирования человека; в соответствии с требованиями протестантизма он стремился повысить роль музыки в реформированном обряде церк. богослужения. Представители Реформации противопоставляли музыке католицизма (непонятной широким массам из-за лат. текста и сложности муз. склада) протестантский хорал, исполняемый всей общиной. Осн. муз. источником протестантского хорала стала нем. нар. песня. К уже известному напеву приспосабливался новый текст. Л. допускал также использование духовных песен, напевов мейстерзингеров, чеш. гуситов, итал. и франц. нар. песен (вплоть до танц. форм), а также традиционных католич. мелодий, восходящих к нар. истокам. Хоралы Л. (он работал в большинстве случаев совм. с К. Рупшом и И. Вальтером), а также его сподвижников носили строгий, мужественный характер и отличались структурной простотой и чёткостью. Ранние хоралы были выдержаны в рамках одноголосия, что облегчало их исполнение в сопровождении органа неподготовленной аудиторией в унисон на нем. яз. Первоначально Л. приписывалось множество текстов и напевов протестантских хоралов; несомненным можно считать его авторство лишь 23 (до 1524); часть из них является переработкой нем. нар. мелодий, а также старин. лат. секвенций. По мнению ряда исследователей, Л. и позднее сочинял духовные песни, прибегая в этот период уже и к многоголосию. К 1524 относится "Песенник" И. Вальтера на слова Л. и с его предисловием. Наибольшую известность приобрёл хорал Л. "Господь — твердыня наша" ("Ein' feste Burg ist unser Gott"), к-рый Ф. Энгельс назвал "Марсельезой" 16 в. Свои муз.-эстетич. взгляды Л. изложил в теоретич. трудах — "Formula missae et communionis" (1523), "О порядке богослужения в общине" ("Von Ordnung Gottesdiensts in der Gemeinde", 1523), "Немецкая месса" ("Deutsche Messe", 1526), где во многом регламентированы правила использования музыки в евангелич. богослужении. Л. высоко ценил Жоскен Депре. Нем. перевод Библии, осуществлённый Л., лёг в основу "Немецкого реквиема" И. Брамса.
Литература: Грубер Р. И., Всеобщая история музыки, ч. 1, М., 1960; Abert H., Luther und die Musik, в кн.: Gesammelte Schriften und Aufsдtze, Halle, 1929; Moser H. J., Die Melodien der Lutherlieder, Lpz.-Hamb., 1935; Schneider Ch., Luther, poиte et musicien..., Gen., 1942; Nettl P., Luther and music, Philadelphia, 1948; Anton K., Luther und die Musik, B., 1957; Blankenburg W., Luther und die Musik, в кн.: Mitteilungen der Luthergesellschaft, В., 1957; Вuszin W., Luther on Musik, Minnesota, 1958.
M. M. Яковлев.