Советская историческая энциклопедия
(Luther), Мартин (10.XI.1483 — 18.II.1546) — деятель бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. протестантизма. Род. в г. Эйслебене (Саксония) в семье б. рудокопа, занявшего затем видное место среди владельцев плавилен и меднорудных разработок. В Эрфуртском ун-те, куда Л. поступил в 1501, он поддерживал близкие связи с гуманистами, но не примкнул к ним: радикальные гуманисты в борьбе с "папистами" добивались решения волновавших нем. общество проблем путем развития светского образования, Л. же искал реформы самой теологии, оставаясь на ее почве. В 1505 Л., получив степень магистра свободных искусств, оставил начатое им изучение юриспруденции и поступил в августинский монастырь в Эрфурте, где углубился в изучение ср.-век. мистики. Начав читать лекции в основанном в Виттенберге ун-те и получив в 1512 степень доктора богословия, Л. стал выступать со своим учением, высказывая смелые для того времени мысли. В обстановке невиданного до того в Германии подъема обществ. движения, когда наиболее общими для всех слоев оппозиции стали требования устранения влияния развращенного и испорченного католич. духовенства, Л. прибил (31 окт. 1517) к дверям виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов против индульгенций, содержавшие осн. положения его нового религ. вероучения, развитые им затем в других соч. (1519-20). Выступая против догматов и строя католич. церкви, Л. утверждал, что церковь и духовенство не являются посредниками между человеком и богом, т. к. человек достигает "спасения души" ("оправдания") только при помощи веры, даруемой ему непосредственно богом. Тем самым Л. отверг претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Объявив веру христианина единств. средством его общения с богом, Л. настаивал на том, что и мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность "отдаваться вере", — светское гос-во и его учреждения, — занимают важное место в христ. религии. Вместе с отрицанием посреднич. роли церкви в деле религ. "оправдания" Л. выдвинул положение о том, что должен быть отвергнут авторитет папских декретов и посланий ("Священное предание") и восстановлен авторитет "Священного писания". Согласно учению Л., христианин достигает общения с богом путем полного "смирения" и "сокрушения сердца", осознавая свою полную ничтожность перед спасающей его "милостью божьей". Роль духовенства Л. видел в том, чтобы наставлять людей в смирении. В религ. воззрениях Л. нашли отражение противоречивые настроения и колебания нем. бюргерства нач. 16 в., обусловленные его клас. незрелостью: с одной стороны, Л. стремится "реабилитировать" деятельность людей в светских делах, показав ее положит. значение в системе христ. религиозности, с другой — повторяет положения католич. вероучения о греховной природе людей. Из первых выступлений Л. оставалось неясным, следует ли из его учения необходимость преобразования также и светского порядка. Л. не уточнял своих взглядов на вопросы социальных отношений, что придавало его учению весьма широкий характер, т. к., не выходя по существу за рамки бюргерской ереси, оно, по словам Ф. Энгельса, "...не исключало также ни одного более радикального направления..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 365). Тезисы Л. были восприняты как сигнал к выступлению всех оппозиц. и революц. слоев населения, причем реформац. движение вышло за те границы, к-рые желал ему поставить Л. Сам Л. нуждался в опоре на широкое обществ. движение, отказавшись явиться на церк. суд в Рим, открыто признав на Лейпцигском диспуте 1519 с католич. теологом И. Экком, что во многом следует учению Я. Гуса. В 1520 Л. публично сжег папскую буллу об отлучении его от церкви. В трактате "К христианскому дворянству нем. нации" ("An den christlichen Adel deutscher Nation", 1520) Л. проводил мысль о том, что нац.-политич. задача немцев — освободиться от папского засилья — решается тем, что дело служения богу рассматривается не как дело одного духовенства, а как функция всей жизни христиан, их мирских учреждений и светской власти ("всеобщее священство"). Но сравнительно радикальный период в деятельности Л., когда он стремился сохранить связь с широким обществ. движением, продолжался недолго. В обстановке обострившейся в 1520-21 клас. борьбы, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться и на политич. арену выступил Т. Мюнцер, показавший особое понимание Реформации нар. низами, Л., уточняя социально-политич. смысл своего учения, выдвинул на первый план его консервативные основы, стал отрекаться от нар. элементов движения. Уже в трактате "О свободе христианина" ("Tractatus de libertate Christiana", 1520) Л. разъяснял, что "христ. свободу" следует понимать только в смысле духовной свободы, с k-рой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследований по Вормскому эдикту 1521 Л. стал искать защиты не в нар. лагере, а у курфюрста Фридриха Саксонского, укрывшего его в замке Вартбург. С 1522 Л. стал открыто резко выступать против революц. действий нар. масс и против представителей радикально-бюргерской реформации (в частности, против Карлштадта). В трактате "О светской власти" ("Von weltlicher Obrigkeit", 1523) Л. в сформулированной им теории "божеств." и "естеств." права изложил свои политич. взгляды, указав, что светская власть, опираясь на "естеств. право", обязана охранять существующий светский порядок силой меча и что именно этой функцией она создает основу для христ. благочестия, т. е. для божеств. порядка. Феод. власть князей объявлена была Л. официальной опорой Реформации. Во время Крест. войны 1524-25 Л. на основе этой теории требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния ("Wider die räuberischen und mörderischen Rotten der Bauern", май 1525, и др. соч.). В полемич. трактате против Эразма Роттердамского "О рабской воле" ("De servo arbitrio", 1525) Л. сформулировал свою теорию "абсолютного предопределения", согласно к-рой человеческая воля и знание не играют никакой роли. Это шаг назад по сравнению с высказанными им в нач. 20-х гг. мыслями о том, что "сам бог возвещал откровение своего слова расцветом языков и наук". Это отразило эволюцию консервативного слоя бюргерства, к-рый представлял Л. Реабилитация мирской жизни сочеталась в лютеровском вероучении с отрицанием всякого положит. значения воли и разума человека. Он проповедовал не изменение обществ. отношений, а лишь освящение их божеств. авторитетом — абстрактный радикализм сочетался в лютеровской Реформации с религ. освящением реакц. действительности. Ист. значение этой Реформации заключалось в том, что она дала толчок мощному подъему обществ. движения, в ходе к-рого на арену выступили разные направления радикальной и нар. трактовки реформац. идей, ставших выражением требований социальных и политич. преобразований.
=====
В историю нем. обществ. мысли Л. вошел и как деятель культуры, как реформатор образования, языка, музыки и т. д. Правда, сам Л. подчеркивал свою отчужденность от идей гуманизма и от светской культуры вообще. Однако он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах своей борьбы с "папистами" стремился использовать нар. культуру и многое сделал для ее развития. Важнейшим вкладом Л. в нем. культуру было утверждение им в нем. переводе Библии (окончен в 1534) норм общенем. нац. языка. Составленный Л. хорал на основе 46-го псалма сделался, по словам Энгельса, "Марсельезой 16 в.".
=====
M. M. Смирин. Москва.
=====
Историография о Л. развивалась в течение столетий под знаком острых противоречий между протестантизмом и католицизмом. Вплоть до 18 в. Л. пользовался у своих ортодоксальных приверженцев непререкаемым авторитетом, к-рый был несколько поколеблен лишь пиетистами. В эпоху Просвещения Л. чтили как борца за свободу совести, против оков католич. церкви и схоластики, к-рый тем самым способствовал расцвету науки и гуманности. В 19 в. к этой рационалистически-либеральной трактовке Л. добавились националистич. (а иногда и шовинистич.) черты. Его все более прославляли как воплощение "нем. народного духа" и "нем. сущности"; в конце концов он был объявлен нац. героем (A. Hausrath, Luthers Leben, Bd 1-2, В., 1904). Напротив, попытки теологич. истолкования учения Л., предпринятые Т. Харнаком, А. Ричлем, не оказали большого влияния на историографию о Лютере. Э. Трёльч соединял восхищение Л. с критикой последствий Реформации.
=====
Значительным стимулом к изучению деятельности и произв. Л. послужили начатое в связи с 400-летним юбилеем Л. издание полного собрания его соч. (Веймарское издание, с 1883), основание Союза по изучению истории Реформации (1883) и, наконец, опубликование ранних лекций Л. В бурж. лит-ре, выходившей с 1917, все меньше внимания уделяется связи деятельности Л. с обществ. движением нач. 16 в., на первый план выдвигается сугубо внутр. душевные противоречия Л. в связи с его отношением к богу. Первыми проложили путь в этом направлении работы К. Холля (К. Holl, Gesammelte Aufsätze zur Kirchengeschichte, Bd 1 — Luther, 6 Aufl., Tübingen, 1932; Bd 3 — Der Westen, Tübingen, 1928), к-рый оказал большое влияние на последующую бурж. историографию, сильно связанную также с традициями Л. Ранке (П. Иоахимзен, Р. Штадельман и наконец Г. Риттер, y к-рого Л.
=====
служит символом и воплощением некоего иррационального стремления нем. души, — G. Ritter, Luther. Gestalt und Tat, 1925, 5 Aufl., 1949).
=====
В освещении католич. историков и теологов образ Л. до недавнего времени складывался под влиянием враждебного Л. соч. католич. теолога 16 в. Кохлеуса. Реакц. романтики проклинали Л. как разрушителя церк. единства, И. фон Дёллингер, как и И. Янсен, приписывал Л. вину за упадок культуры, якобы наступивший в 16 в. Г. Денифле и Г. Гризар изображали Л. как преступную натуру или как психопата.
=====
В новейшей историографии наблюдается смягчение противоречий между католич. и протестантской интерпретацией Л., представляющее составную часть сближения обоих христ. вероисповеданий, целью к-рого является создание единого идеологич. фронта против науч. коммунизма. Особое значение придается "раннему" Л., иначе — "католич". Л. (О. Scheel, M. Luther, Bd 1-3, 3 Aufl., Tübingen, 1921-30, H. Böhmer, Der Junge Luther, 5 Aufl., Lpz., 1952, и др.), к-рый кажется особенно "пригодным" для преодоления конфессиональных различий. При этом революц. нар. движения периода Реформации, против к-рых Л. вскоре начал борьбу, были оклеветаны или их значение сильно принижалось. В католич. историография крутой поворот в сторону "реабилитации" Л. произвел И. Лорц (I. Lortz, Die Reformation in Deutschland, Bd 1-2, Freib., 1939-40).
=====
В то время как конфессионально ограниченная историография выдвигает на первый план особенности личности Л. и изображает его религ. проблематику как решающую и даже единственную основу всей Реформации, марксистская ист. наука, начиная с Ф. Энгельса, рассматривает деятельность Л. как отражение экономич. преобразований и клас. борьбы в Германии в начале перехода от феодализма к капитализму. Историки СССР и ГДР (особенно М. M. Смирин, А. Мейзель, Л. Штерн, М. Штейнмец) различают две гл. фазы в деятельности Л.: Л. как представитель нац. антипапского движения (до 1521) и Л. как идеолог умеренного бюргерского лагеря Реформации (а затем и княж. реформации), чем в конечном счете объясняют многочисл. изменения в теологич. воззрениях Л. (Р. Мюллер-Штрейзанд и др.).
=====
Соч.: Werke. Kritische Gesamtausgabe, Abt. 1-4, Weimar, 1882-1957 (Abt. 1, Bd 1-58; Abt. 2, Bd 1-6; Abt. 3, Bd 1-10; Abt. 4, Bd 1-11; Inhaltsübersicht zu Abt. 1-4).
=====
Лит. (кроме указ. в статье): Маркс К., К критике гегелевской философии права, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 422-23; Энгельс Ф., Крест. война в Германии, там же, т. 7; Бецольд Ф. фон, История Реформации в Германии, пер. с нем., т. 1-2, СПБ, 1900; Смирин М. М., Народная Реформация Томаса Мюнцера и Великая крест. война, М., 1947; его же, Германия эпохи Реформации и Великой крест. войны, М., 1962; Die Frühbürgerliche Revolution in Deutschland, В., 1961; Febvre L., Un destin: M. Luther, P., 1928; Diem H., Luthers Lehre von den zwei Reichen, Münch., 1938; Hinrichs K., Luther und Müntzer, В., 1952; Stern L., M. Luther und Ph. Melanchthon..., (Halle-Wittenberg, 1954); Gerstenkorn H. R., Weltlich Regiment... Die staatstheoretischen Auffassungen Martin Luthers..., Bonn, 1956; Fife R. H., The revolt of M. Luther, N. Y., (1957); Blayney I. W., The age of Luther..., N. Y., (1957); Granz F. E., An essay on the development of Luther's thought on justice, law and society, Camb., 1959; Fabiunke G., M. Luther als Nationalökonom, В., 1963; Green V. Н. Н., Luther and the reformation, L., 1964; Müller-Streisand R., Luthers Weg von der Reformation zur Restauration, Halle, 1964.
=====
Schnabel E., Deutschlands geschichtliche Quellen und Darstellungen, Tl 1 — Das Zeitalter der Reformation, Lpz.-В., 1931; Herte A., Das katholische Lutherbild im Banne der Lutherkommentare des Cochläus, Bd 1-3, Münster, 1943; Stephan H., Luther in den Wandlungen seiner Kirche, 2 Aufl., В., 1951; Zeeden E. W., M. Luther und die Reformation im Urteil des deutschen Luthertums, Bd 1-2, Freib., 1950-52; Bornkamm H., Luther im Spiegel der deutschen Geistesgeschichte, Hdlb., 1955; Lutherforschung heute. Referate und Berichte des I Internationalen Lutherforschungskongresses, Aarhus, 18-23 Aug. 1956, В., 1958.
=====
Л. Штерн. ГДР.