Новая философская энциклопедия
ЛУРИЯ Ицхак (1534, Иерусалим – 1572, Цфат, Палестина) – еврейский философ, представитель каббалы [КАББАЛА], соединял в себе черты равви-книжника, цадика-праведника и мистика-визионера. В юности провел семь лет отшельником в египетской пустыне. Личность Лурии произвела на его учеников столь сильное впечатление, что уже через тридцать лет после его смерти появилось своего рода «житие» учителя, где наряду с достоверными сведениями содержалось множество легенд. Обладавший не меньшей ученостью, чем его собратья, он тем не менее не пожелал закрепить свою доктрину в писаном виде. Ученики составили различные компиляции его идей и изречений, самая известная из них – «Шмон а шераим» («Восемь врат») – принадлежит Хаиму Виталу (нач. 17 в.).
По строю своих мыслей Лурия близок к гностикам: космический процесс, по его мнению, протекает в интенсивной драматической форме. Космогоническая система Лурии основана на толковании книги «Зогар», но содержит в себе элементы, которые отсутствуют в этом основополагающем труде каббалы. Она зиждется на учении о цимцум [ЦИМЦУМ], т.е. «сжатии», – процессе самоумаления Бога, ведущем к высвобождению некоего пространства, в пределах которого стало возможным сотворение мира. Лурия обозначает этот процесс как «изгнание», ссылку Богом Самого Себя в глубочайшее уединение. Цимцум – не акт откровения, а подвиг самоограничения, благодаря которому Бог смог проявить себя как Творец; тем самым космический процесс оказывается двунаправленным. Лурия разработал также учение о швират хакелим, т.е. «сокрушении сосудов», космической катастрофе, последовавшей за сотворением Адама Кадмона [АДАМ КАДМОН], Первоадама, от главы которого хлынул мощный поток света, расколовший или растрескавший большую часть сефирот [СЕФИРОТ], божественных сосудов, по которым изливается в мир энергия Творца. Их осколки превратились в «скорлупы» (клиппот), субстанцию ситра ахра – темных сил, а также послужили источником существования грубой материи. «Сокрушение сосудов» было связано с необходимостью очищения сефирот посредством удаления «скорлуп», после чего зло обособилось и обрело реальность в низшем из миров, Асия. Как семя должно лопнуть, чтобы обрести росток и цвет, так и божественные сосуды должны были разбиться, дабы божественный свет, «космический росток», мог исполнить свое предназначение. «Очищенные» сефироты стали «ликами» (парцуфим); если бы эти «лики» были созданы изначально, в мире не было бы зла, а стало быть, возможности творить добрые дела. Из всего этого проистекает третий раздел лурианской мысли – доктрина о тиккун, процессе космического восстановления и воссоединения того, что было приведено в расстройство и разъединение в результате швират ха-келим. Еврейская история, по мнению Лурии, – это отражение описанных надмирных событий. Разрушение иерусалимского Храма соответствует «сокрушению сосудов», а рассеяние еврейского народа – рассыпавшимся во тьме искрам божественного света.
Четвертая основная тема мистической философии Лурии – «круговращение душ», гилгул. Моральная цель разработки этой проблемы – поднять дух человека, оказавшегося в галгут, историческом изгнании, пресуществив галгут в символ изгнания души, схожего с тем, которое претерпел Бог в процессе цимцум. Лурианский гилгул выступает как всеобщий закон вселенной, а не как средство наказания нечестивых душ. Переселение – не столько воздаяние, сколько предоставление душе возможности продолжить труд самоосвобождения. Лурианские идеи прослеживаются во всем дальнейшем развитии каббалы; они, в частности, подготовили почву для возникновения саббатианства, а затем и хасидизма. Их воздействие ощущается в умозрительных построениях Я.Бёме, Р.Фладда, о. П.Флоренского и других христианских мыслителей, вдохновлявшихся каббалистической философией, а также в творчестве таких писателей, как Г.Майринк, Д.Форчун, Д.Андреев.
Сочинения:
1. Sefer Sede ha-Ari. Amst., 1720;
2. Isaax Loriah. Traité des Revolutions des Âmes. P., 1905.
Литература:
1. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике, т. 2. Иерусалим, 1993, с. 57–111 ;
2. Scholem G. La Kabbale et sa symbolique. P., 1975.
Ю.H.Стефанов