Советская историческая энциклопедия
Анатолий Васильевич (парт. псевд. — Воинов) (11 (23). XI. 1875 — 26.XII.1933) — сов. гос. и парт. деятель, литератор, один из виднейших строителей социалистич. культуры. Чл. Коммунистич. партии с 1895. Академик (с 1930). Род. в Полтаве в семье чиновника. Учился в Цюрихском ун-те, изучая естествознание и философию в кругу Р. Авенариуса; одновременно сблизился с Группой "Освобождение труда", особенно с Г. В. Плехановым. Изучал нем. классич. философию, историю материализма, соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1897 возвратился в Россию, состоял чл. МК РСДРП. Был арестован и сослан в Калугу (где сблизился с А. А. Богдановым, И. И. Степановым- Скворцовым, В. А. Базаровым и др.), а затем (в 1901-03) — в Вологду и Тотьму. После II съезда РСДРП примкнул к большевикам. В 1904 уехал в Женеву, вошел в состав редакции большевистской газеты "Вперед", а затем "Пролетарий", где работал под непосредственным руководством В. И. Ленина, к-рый высоко ценил литературный талант Л. Вел большую пропагандистскую работу в Швейцарии, Франции, Бельгии, Италии, Германии. На III съезде РСДРП выступил с докладом о вооруж. восстании. Был участником IV (Объединительного) (1906) съезда РСДРП. В 1907 как представитель большевиков участвовал в Штутгартском, а в 1910 — в Копенгагенском междунар. социалистич. конгрессах.
=====
Годы столыпинской реакции тяжело сказались на Л., который под влиянием идеалистич. философии Маха и Авенариуса стал на путь ревизии марксизма, отошел от большевистской партии, примкнул к группе "Вперед!", принимал участие в работе фракционных парт. школ на Капри и в Болонье. В своих филос. произведениях: "Религия и социализм" (т. 1-2, 1908), ст. "Атеизм" (в сб. "Очерки по философии марксизма", 1908) и написанной несколько ранее работе "Основы позитивной эстетики" (1904), "Мещанство и индивидуализм" ("Очерки философии коллективизма", сб. 1, 1909) и др. Л. пытался "дополнить" диалектич. материализм чуждой марксизму философией махизма, эмпириокритицизма, пытался примирить социализм с религией. Политич. и филос. идеи Л., т. н. богостроительство, подверглись острой критике со стороны Ленина. В 1912 Л. отошел от "впередовцев" и в 1913 стал сотрудником большевистской "Правды". В период 1-й мировой войны стоял на позициях интернационализма. В мае 1917 вернулся в Россию. Вел кипучую агитационно-пропагандистскую работу в массах. На VI съезде РСДРП(б) с группой "межрайонцев" был принят в большевистскую партию. В октябрьские дни 1917 выполнял ответственные поручения Петрогр. ВРК. С окт. 1917 до 1929 — нар. комиссар просвещения. В годы гражд. войны — уполномоченный РВС Республики: выступал с пламенными речами в войсках на фронтах и среди населения прифронтовых р-нов. Л. был делегатом VIII, X, XI, XIII, XV, XVI съездов партии.
=====
В послеоктябрьское время начался наиболее плодотворный период в деятельности Л. Человек огромных энциклопедич. знаний, ученый, выдающийся теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель и драматург, замечательный публицист и оратор, он внес огромный вклад в дело создания социалистич. культуры. В течение 12 лет Л. руководил строительством и работой советской школы. Особенно велика роль Л. в деле сплочения интеллигенции вокруг Советской власти и Коммунистической партии. Л. был одним из основателей и членом Коммунистической академии. С сент. 1929 Л. — председатель Ученого комитета при ЦИК СССР.
=====
Перу Л. принадлежит огромное число работ по вопросам лит-ры, музыки, театра, живописи, архитектуры, эстетики и этики, а также ряд работ по междунар. политике, антирелиг. пропаганде и т. д. Важное значение имели теоретич. работы Л. по искусству: "Диалог об искусстве" (1905), "История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах" (ч. 1-2, 1924). Статьи Л. о творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, М. Горького, В. В. Маяковского, вошедшие в сб. "Литературные силуэты" (1925), являют собой блестящие образцы анализа лит. произведений. В критике Л. социологич. критерий неотделим от художественного, а анализ социального генезиса произведения сочетается с выяснением совр. эстетич. функции последнего. Ведущая тема его критич. работ — революция и искусство; во имя создания новой, социалистич. культуры Л. постоянно пропагандировал необходимость критич. усвоения художеств. наследия. В статьях "Ленин и литературоведение" ("Лит. энциклопедия", т. 6, 1932), "Социалистический реализм" (1933) Л. впервые дал общую характеристику взглядов Ленина на иск-во и обосновал новый метод сов. иск-ва и лит-ры.
=====
Ряд работ Л.: "Великий переворот", "Революционные силуэты", его "Рассказы о Ленине", содержащие яркие личные воспоминания об Октябрьской революции, о Ленине и других революц. деятелях, представляют значит. интерес для ист. науки. Интересны работы Л., посвященные истории революц. и филос. мысли: о А. Н. Радищеве (1918), Н. Г. Чернышевском (1928), Л. Н. Толстом (1924), брошюра "Карл Маркс. Ко дню столетнего юбилея со дня его рождения (1818-1918)" (1918), очерк "От Спинозы до Маркса" (1925), брошюра "Барух Спиноза и буржуазия" (1933) и др. Л. — автор пьес "Фауст и город" (1918), "Оливер Кромвель" (1920), "Фома Кампанелла" (1922), "Освобожденный Дон-Кихот" (1922), "Яд" (1926) и др.
=====
С 1927 Л. — на дипломатич. работе, принимал участие в работе конференций по разоружению в качестве зам. главы сов. делегации. В 1933 Л. был назначен полпредом СССР в Испании, но вскоре тяжело заболел и умер в Ментоне, на юге Франции,
=====
Соч.: Собр. соч. в 8 тт., т. 1-4-, М., 1963-64-; Рассказы о Ленине, М., 1959; Статьи о литературе, М., 1957; Статьи о советской литературе, М., 1958; О театре и драматургии, т. 1-2, М., 1958; Автобиография, в кн.: Энциклопедич. словарь "Гранат", т. 41, ч. 1.
=====
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 215); Лебедев-Полянский П. И., А. В. Луначарский, М., 1926; Альтман И., Большевик-энциклопедист, "Художеств. лит-ра", 1935, No 1; Бычкова Н. В., Лебедев А. A., Первый нарком просвещения, М., 1960; Мандельштам Р. С., Книги А. В. Луначарского. Библиографич. указатель, М.-Л., 1926.
=====
Н. В. Бычкова. Москва.