Новая философская энциклопедия

ЛУНАЧАРСКИЙ

ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (псевдонимы А.Анютин, В.Воинов и др.) [11(23) ноября 1875, Полтава – 26 декабря 1933, Ментона, Франция] – русский политический деятель, теоретик искусства, публицист, переводчик. По окончании Киевской гимназии (1895) изучал философию в Цюрихском университете. С 1896 профессиональный революционер, 8 раз сидел в тюрьмах. С 1917 нарком просвещения; с 1922 член ВЦИК; с 1933 посол в Испании. Академик (1930). Еще в гимназии увлекся философией и пытался «создать эмульсию из Спенсера и Маркса». Отстаивал материалистические позиции в споре с идеалистами, в гносеологии соединял материализм с эмпириокритицизмом. В биосоциальной эволюции человека отмечал огромную роль физической трудовой деятельности, концепция которой составляет основные принципы воспитания и обучения. Анализируя многочисленные разновидности религий и философских школ, Луначарский считал марксизм «новой, глубоко критической... синтетической религиозной системой», находя в ней стремление к совершенствованию человека и общества. Гуманизм Фейербаха развил до обожествления человека будущего. Свои богостроительные идеи назвал символом «беспредельного роста мыслящей и чувствующей жизни». Идею развития человека положил в основание «науки об оценке» – эстетики.

Сочинения:

1. Собр. соч., т. 1–8. М., 1963–67;

2. От Спинозы до Маркса. Очерк по истории философии как миросозерцания. М., 1925;

3. Неизданные материалы. – «Литературное наследство», т. 82. М., 1970;

4. Избр. статьи по эстетике. М., 1975;

5. Очерки по истории русской литературы. М., 1976;

6. Об искусстве, т. 1–2. М., 1982.

Литература:

1. Северикова Н.М. Луначарский о воспитании. М., 1990;

2. Ефимов В.В. Летопись жизни и деятельности А.В.Луначарского (1917–1933), т. 1–3. Душанбе, 1992;

3. Angres D. Die Beziehungen Lunatscharskijs zur deutschen Literatur. В., 1976.

Архивы:

1. РГАЛИ, ф. 279;

2. ΓΑΡΦ, ф. 5146.

Н.Μ.Северикова



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте