Большая советская энциклопедия
Лубо́к
Народная картинка, произведение графики (См. Графика) (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Л. свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанные на декоративный эффект, тенденция к развёрнутому повествованию (серии Л., лубочные книжки-картинки), нередко — взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Л., исполняемый, как правило, непрофессионалами, является видом народного творчества (См. Народное творчество), но к Л. обычно относят и произведения профессиональной графики, заимствующие отдельные лубочно-фольклорные приёмы. Древнейшие Л. появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а с 8 в. — в гравюре на дереве. Европейский Л., в котором основными техниками являются ксилография, гравюра на меди (с 17 в.), литография (19 в.), известен с 15 в.; его становление связано с такими видами позднесредневековой массовой изобразительной продукции, как бумажные иконки, распространявшиеся на ярмарках, в местах паломничеств. Религиозные образы в Л., теряя свой иератизм, приобретали оттенок наглядно-нравоучительной занимательности. В годы социально-революционных движений Л. использовался как публицистическое оружие (таковы «летучие листки» времён Крестьянской войны и Реформации в Германии, Л. эпохи Великой французской революции и др.); повествуя об исторических событиях, баталиях, диковинных явлениях природы, Л. выполнял функции средств массовой информации. Своеобразен русский Л. 18 в., отличающийся декоративным единством композиции (порою рождающей впечатление подлинной монументальности) и раскраски, независимостью от приёмов профессиональной графики. В 19 в. к образам Л. всё чаще обращались мастера профессионального искусства, или непосредственно его имитировавшие (в России, например, А. Г. Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов — авторы раскрашенных офортов, посвященных Отечественной войне 1812), или вдохновлявшиеся отдельными его приёмами и темами (Ф. Гойя, О. Домье, Г. Курбе). Яркой красочностью отличается восточный Л. (китайский, индийский), первоначально нередко имевший магический смысл. В современном искусстве приёмы Л. были творчески использованы В. В. Маяковским и другими для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной для иллюстрирования детских книг.
Лит.: Ровинский Д. А., Русские народные картинки, т. 1—5 (текст) и 1—3 (атлас), СПБ, 1881; Алексеев В. А., Китайская народная картинка, М., 1966; Лубок. [Альбом], М., 1968; Duchartre P. L. et Saulnier R., L’imagerie populaire, P., 1926.
И. С. Куликов. Лубок на тему ликвидации неграмотности. Гуашь. 1920-е гг.
«Джунг-хой, разрубающий беса». Китай. 19 в. Раскрашенная ксилография.
«Московские сбитенщик и ходебщик». Раскрашенная литография. Россия. 19 в.
«Богоматерь с младенцем». Италия. 19 в. Ксилография.
«Охотник медведя колет, а собаки грызут». Россия. 1-я пол. 18 в. Раскрашенная ксилография.
«Битва у пирамид». Раскрашенная литография. Франция. 1-я четв. 19 в.
«Крысиная свадьба». Вьетнам. 20 в. Раскрашенная ксилография.
«Гренадёр». Россия. 2-я четв. 18 в. Ксилография.
«Кот казанский». Россия. 1-я четв. 18 в. Ксилография.
«Филин». Раскрашенная гравюра на меди. Россия. Нач. 19 в.
«Христос — добрый пастырь». Германия. 2-я пол. 15 в. Раскрашенная ксилография.
«Мартин Лютер на молитве». Германия. 1-я пол. 16 в. Раскрашенная ксилография.
«Св. Антоний». Польша. 17 в. Ксилография.