(Ljubljana) — гл. город Словении (СФРЮ). 180 тыс. жит. (1972). Один из крупнейших культ. центров Югославии. Муз. жизнь Л. (осн. во 2-й пол. 6 в.) в средние века была связана с церковью св. Николая (кон. 14 в.), при к-рой существовала певч. школа. После превращения этой церкви в кафедральный собор (1461) при нём открылось неск. певч. школ, их влияние стало распространяться на всю Словению. Развивалась церк. вок. полифония. Во мн. церквах были созданы проф. хоры. Позднее, в эпоху Реформации (с сер. 16 в.), выдвигается т. н. сословная Латинская школа, где большое внимание уделялось музыке. Когда Л. стала центром Крайнской земли (16 в.), наряду с католич. и протестантскими певч. школами заметное значение в развитии светской музыки приобрели т. н. "городские трубачи" — проф. музыканты, появившиеся в Л. ок. 1537 и на протяжении 200 лет занимавшие важное место в муз. жизни. Развивалось иск-во мейстерзингеров (об этом свидетельствуют документы кон. 16 в.). В связи с началом Контрреформации (кон. 16 в.) вновь возросло значение собора св. Николая как центра церк. музыки благодаря деятельности епископа Т. Хрена, к-рый организовал спец. муз. школу и улучшил состав хора и инстр. группы. На рубеже 16-17 вв. оживление в муз. жизнь Л. вносят иезуиты. Иезуитская гимназия стала своеобразной муз. школой. В соборе св. Николая исполнялись крупные произв. духовной музыки, религ. драмы с муз. номерами, ставились т. н. "школьные драмы" с музыкой местных авторов, а также разл. мистерии; были популярны церк. процессии с участием многочисл. музыкантов. Среди первых проф. музыкантов Л. — учителя пения, канторы, органисты, композиторы, в т.ч. Г. Плавец (Плауц), Я. К. Долар (преподавал музыку в иезуитской гимназии), И. Пош (Похиус) и др. авторы хор. и инстр. музыки.
С сер. 17 в. в Л. выступали итал. оперные труппы (первые представления — по инициативе графа В. Э. Ауэрсперга, не позднее 1660). В нач. 18 в. итал. оперные спектакли шли регулярно. В 1740-69 в Л. гастролировали труппы А. и П. Минготти, Д. Бастелли и др. В их исп. оперы Й. А. Хассе, Б. Галуппи, Н. Пиччинни и др. композиторов 18 в. ставились во дворце или саду Ауэрсперга, реже — в гор. ратуше; иезуитские школьные драмы — в гимназии и в летнем т-ре "Под Турном" (близ Л.). В 1765 открылся "Становский т-р" на 800 мест (здесь шли муз. и драм. спектакли).
Важный вклад в развитие муз. жизни 1-й пол. 18 в. внесла основанная в 1701 Я. Б. фон Хёффером Филармонич. академия (Academia Philharmonicorum) — одна из старейших муз. академий в Европе и первая на терр. Югославии. При ней были организованы оркестр и хор из числа лучших музыкантов Л., здесь устраивались концерты, способствовавшие развитию муз. творчества и привлечению в Л. крупных музыкантов из др. городов. Среди ведущих композиторов — Я. Б. Хёффер, Я. Г. Гошель и В. А. Зиберау, а также М. Омерза, Я. Я. Лабассар, Я. Б. Полец, позднее скрипач, певец и педагог Ф. Поллини. С кон. 18 в. итал. влияние в муз. жизни Л. сменяется австрийским (Л. перешла к австрийским Габсбургам ещё в 1335). После 1780 здесь выступали мн. нем. и австр. оперные труппы, ставившие оперы и зингшпили Й. Гайдна, В. А. Моцарта ("Похищение из сераля", 1787), К. Диттерсдорфа. Филармонич. академия к сер. 18 в. постепенно прекратила деятельность. В 1794 осн. Филармоническое об-во, к-рое способствовало расцвету конц. жизни в первые десятилетия 19 в. Однако гл. внимание это об-во уделяло нем. и австр. музыке. В противоположность Филармонич. об-ву "Становский т-р" продолжал популяризировать преим. франц. и итал. репертуар (комич. оперы), ставились также первые сценич. произв. местных композиторов — Я. К. Новака, Я. Зупана, чеха Ф. Б. Дусика и др. Среди видных муз. деятелей 1-й пол. 19 в. — чех Й. Бенеш, руководивший в 1822-29 оркестром Филармонич. об-ва, дирижёр, композитор и педагог Г. Машек, дирижёры хора кафедрального собора А. Хёллер и Г. Рихар. В 1815 созданы муз. классы при педагогич. уч-ще, в 1816 — при Филармонич. об-ве (инструменталистов и певцов), к-рые были постепенно преобразованы в постоянную муз. школу, функционировавшую до 1875.
В сер. 19 в. Л. стала центром нац.-освободит. движения словенцев, связанного с общим подъёмом революц. движения в стране (1848). Усилились демократич. тенденции в словенской культуре, возникла сеть просветит. организаций, любительских об-в — т. н. читален, при к-рых были основаны хоры (при читальне Л. — в 1852) и муз. школы. Мн. музыканты и любители принимали участие в деятельности читален, члены к-рых часто выступали в политич. манифестациях (особенно активизировались после 1860). Среди композиторов, связанных с читальнями (писали для них гл. обр. массовые патриотич. песни), — Ю. Флейшман, М. Вилхар, Г. и К. Машеки, Л. Долинар, Б. Поточник. Позднее возникли проф. муз. об-ва — Драм. об-во (1867) и объединившее всех словенских музыкантов муз. об-во "Глазбена матица" (1872), Деятельность Драм. об-ва была связана с постановкой нац. сценич. произв., в т. ч. опер и оперетт. Важным событием стало открытие в 1892 Словенского т-ра, в к-ром регулярно ставились оперы силами местных артистов под руководством композитора и дирижёра Ф. Гербича. "Глазбена матица" в 1882 организовала муз. школу, положившую начало воспитанию проф. кадров инструменталистов и певцов; при об-ве открылось спец. конц. бюро, ведавшее гастролями заруб. исполнителей; в 1891 создан большой постоянный хор, в 1908-13 работал симф. оркестр Словенской филармонии под рук. чеш. дирижёра В. Талиха, "Глазбеной матицей" издавались соч. словенских авторов (об-во оказывало определяющее влияние на муз. жизнь Л. до 1918, частично — до 1941). С 1877 работало муз.-религ. "Цецилианское об-во"; оно создало органную школу (1878-1945), выпускало журн. "Cerkveni glasbenik" (1878-1945) и пропагандировало духовную музыку. В 1884 осн. хор. об-во "Славец", объединявшее рабочих и сыгравшее важную роль в распространении и демократизации муз. культуры. В 1901-14 издавался журн. "Novi akordi" (гл. ред. — комп. Г. Крек), послуживший идейной основой для формирования первого поколения совр. словенских композиторов.
После образования в 1918 Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия) в Л. были осн. новые муз. учреждения, активизировалась деятельность старых. В 1919 муз. школа преобразована в консерваторию с 3 отделениями — начальным, средним и высшим (с 1924 — Гос. консерватория, с 1939 — Академия музыки). Научно-исследоват. работа с 1934 ведётся в Муз. ин-те. Высокого проф. уровня достигла оперная труппа нац. Словенского т-ра под рук. композитора и дирижёра М. Полича. Отсутствие материальных средств и поддержки гос-ва препятствовало созданию проф. оркестра; симф. концерты давались силами оперного оркестра и оркестра любителей при Люблинской филармонии (1936-41).
В годы 2-й мировой войны 1939-45 муз. жизнь в Л. почти прекратилась. После освобождения Л. стала наряду с Белградом и Загребом центром муз. культуры Югославии. С 1947 работают Словенская филармония (при ней оркестр и хор), симф. оркестр, хор и оркестр лёгкой музыки при Радио и телевидении Л. Оперный т-р значительно расширил репертуар, укрепил труппу и с успехом гастролировал в городах Югославии и мн. стран Европы (в т. ч. в СССР). В Л. продолжают работать Академия музыки, а также средняя и ряд начальных муз. школ. При Люблянском ун-те создан Ин-т музыкознания. Выходит ежемесячный журн. "Slovenska glasbena revija".
Литература: Сvetko D., Academie Philharmonicorum, "Nasi zbori", 1953; его же, Ljubljanska Glasbena Matica in njen pomen, "Kronika", 1954, No 1-2; Rijaveс A., Glasbeno delo na Slovenskem v obdobju protestantizma, Ljubljana, 1967; Кuret P., Ljubljana, "Zvuk", 1967, No 77-78.
M. М. Яковлев.