(London) — столица Великобритании. Ок. 7,2 млн. жит. (1974). Один из старейших муз. центров Европы. Зарождение муз. жизни в Л. относится к кон. 11 — нач. 12 вв. В 11-14 вв. муз. жизнь сосредоточивалась в основном в Вестминстере, где находилась корол. резиденция. При дворе существовали постоянная Корол. капелла (впервые упоминается в 1135), к-рая выступала в соборе св. Стефана, Сент-Джеймсском дворце и соборе св. Павла в дни придв. и религ. торжеств, а также Корол. домашняя капелла, сопровождавшая короля в его путешествиях. Придв. вахтенный трубач подавал сигналы времени; трубачи-фанфаристы обслуживали официальные церемонии. Музыканты служили также в гор. охране, в 13 в. из них были созданы воен. оркестры; в 15-16 вв. сформировались оркестры платных музыкантов, в сопровождении к-рых проходили гор. празднества (до 18 в.). В 15-19 вв. существовал Корол. оркестр (позднее наз. "Королевская музыка"). В быту была распространена игра на нар. муз. инструментах — свирелях и барабанах. С 14 в. установилась традиция торжеств. церемоний с музыкой, а также шумных уличных шествий с пением (т. н. "крики Лондона"). С 1350 музыканты Л. объединились в проф. ассоциации — гильдии менестрелей, к-рые в 1469 получили корол. монополию и с 1500 организовались в цех музыкантов. В 1604-69 муз. жизнью Л. руководила корпорация "Королевские музыканты". Параллельно с развитием светской музыкальной жизни шёл процесс формирования церк. музыки. Хоры имелись в Корол. колледже при капелле св. Стефана (первый регент хора мальчиков — Дж. Пламмер) и Бенедиктинском монастыре (позднее — Вестминстерское аббатство) и др. С церк. капеллами и хорами были связаны первые крупные англ. музыканты — Йоханнес, прозванный Filius Dei (Сын божий), Мейкблайт Уинчесторский, Блэксмит (13 в.). Лучший хор — в соборе св. Павла (Сити; в сер. 15 в. им руководили комп. Д. Редфорд и органист Ф. Рис). Музыку для этого хора писали мн. крупные композиторы, в т. ч. Т. Таллис, Р. Уинслейт и др. В 14 в. в церк. обиходе утвердились многогол. пение (см. Английская музыка) и игра на органе (один из первых известных строителей органов — Дж. Хау). К 15 в. церк. музыканты объединились в Братство св. Николая, которое участвовало в мираклях и мистериях, торжественных шествиях с музыкой. В 16 в. в Корол. капелле и в крупнейших соборах капельмейстерами и органистами служили видные музыканты (У. Бёрд, Т. Морли, Дж. Булл). Муз. образование получали в закрытых церк. уч. заведениях, разл. колледжах, хор. школах при крупных соборах и Корол. капелле, с 1596 — в ун-те. В эпоху Реформации всё большее распространение получает светское музицирование, особенно в аристократич. кругах; возникают небольшие инстр. ансамбли (т. н. консорты), состоявшие из исполнителей на виолах и деревянных духовых инструментах, вок.-инстр. группы, участники к-рых собирались в аристократич. домах для пения мадригалов.
Развитие муз. иск-ва привело к зарождению в 16 в. нотоиздат. дела. Одну из первых фирм создали Т. Таллис и Бёрд, получившие в 1575 патент на печатание муз. произв. (передан в 1598 Морли). В 1-й трети 17 в. появились проф. инстр. мастера, изготовлявшие клавесины, спинеты (Д. Хичкок и Ч. Хоуард), виолы (Д. Росс и Дж. Джей), а также органы (Р. Дэллем) и др.
К нач. 17 в. входит в моду сольное инстр. музицирование. Одноврем. зарождается нац. муз. театр — первоначально в форме увеселительных придв. представлений с музыкой (т. н. маски).
В период бурж. революции (1640-60) снизилась интенсивность муз. жизни. Мн. музыканты покинули Л. вместе с корол. двором; капеллы и церк. хоры были распущены. Зародились новые, более демократич. формы светского музицирования — музыка звучала в тавернах (прообраз будущих открытых концертов); в т-рах "Лестер-филдс", "Хеймаркет" и "Друри-Лейн" продолжали ставиться маски ("Купидон и смерть" Шёрли с музыкой Лока и Гиббонса, 1653). В 1656 драматург У. Давенант основал регулярные театр.-муз. представления в "Ратленд-хаусе", где были пост. первая английская опера "Осада Родоса" (либр. У. Давенанта, музыка Г. Лоуса, Г. Кука, Дж. Хадсона и Ч. Колмена, 1656) и др.; с 1657 спектакли стали общедоступными.
Разл. объединения музыкантов, существовавшие с 15 в., слились в "Достопочтенное сообщество музыкантов", в к-рое в кон. 17 и 18 вв. входили комп. Т. Арн, С. Арнолд, У. Бойс, С. Стораче, Ч. Бёрни, Ч. Дибдин, скрипачи М. Дюбур, М. Фестинг, чембалисты и органисты Д. и Р. Розенгрейв, У. Бейбелл, Ч. Стэнли, Ч. и С. Уэсли и др., певцы Р. Леверидж, Д. Бёрд, певицы Э. Биллингтон, А. Робинсон, сестры Э. и М. Линли.
Расцвет муз. жизни после Реставрации Стюартов (1660) определялся растущим интересом к муз. иск-ву бурж. кругов. В Л. впервые в Европе стали проводиться публич. концерты; в 1672 придв. скрипач Дж. Банистер организовал в своём доме серию открытых "Послеполуденных концертов" вок. и инстр. музыки (продолжались до 1678); в 1678-1714 ежегодные циклы абонементных концертов с участием видных музыкантов проводил Т. Бриттон, позднее бельгиец Дж. Луайе; в 1699 концерты устраивались также изд-вом "Плей-форд"; с 1683 в залах "Йорк-билдингс", "Фрименс-ярд", "Ковент-Гарден" и др. выступали итал. певцы; в 1714-1779 в помещении для публич. концертов "Хикфордсрум" гастролировали Ф. Джеминиани, В. А. Моцарт, играли и англ. музыканты. Возникли новые конц. организации и об-ва — Концерты в таверне "Касл" ("Castle-concerts", с 1724; рук. Т. Янг и М. Грин), Академия вок. музыки (1726), Филармоническое (1728, рук. Грин), Мадригальное (для любителей, собиравшихся в тавернах, 1741-1919) об-ва, "Новые концерты" (1749) с участием Ч. Бёрни, Академия старинной музыки (1710-92) и др. Специфич. нац. жанры вок. полифонии "кэтч" и "гли" культивировали об-ва любителей — "Кэтч-клуб" (1716), Анакреонтическое (1766-94), "Гли-клуб" (1787-1857) и др. Мн. из этих об-в существовали до сер. 20 в.
Во 2-й пол. 18 в. открылись конц. помещения "Карлайл-хаус" (1765), "Пантеон" (1772), "Тотнем стрит румс" (1772), "Хановер скуэр румс" (1775; наиболее популярно). Известностью пользовались конц. об-во, осн. И. К. Бахом и К. Ф. Абелем ("Bach — Abel concerts", 1765-82), об-ва "Профессиональные концерты" (рук. М. Клементи, 1783-93), "Заломон-концерты" (1786, осн. скрипачом И. П. Заломоном; Й. Гайдн исполнил в них свои "Лондонские симфонии" в сезоны 1791-92 и 1794-95) и Концерты старинной музыки (с 1776; с 1785 — Корол. концерты). Муз. вечера устраивались также частными лицами, в т. ч. гастролёрами из др. стран.
В сер. 18 в. стали популярны концерты на открытом воздухе (со 2-й пол. 18 в. это были концерты только лёгкой музыки) — в парках и т. н. садах развлечений — "Воксхолл-гарденс", "Мэрилебон-гарденс" и др., для которых писали музыку Г. Ф. Гендель, И. К. Бах и др. Здесь играли специально собранные орк. коллективы и большие военные дух. оркестры (в т. ч. Корол. артиллерийский, с 1762), концертировали известные солисты. После Реставрации возобновил свою деятельность корол. оркестр, реорганизованный по франц. образцу ("24 скрипки короля", руководитель — "Мастер королевской музыки", сочинявший музыку к придв. торжествам). Свой собств. оркестр содержала также королева. В придв. оркестрах работали в качестве руководителей и педагогов Г. Пёрселл (с 1677 руководил оркестром скрипачей, с 1682 — корол. капеллой), Гендель, И. К. Бах, Й. С. Фишер, Абель, Й. Гайдн и др. крупные музыканты. Высоким оставался уровень ведущих церк. хоров, хотя удельный вес духовной музыки в муз. жизни Л. заметно снизился. В крупнейших соборах работали органисты Дж. Кларк, Д. Треверс, Бойс, Арнолд, Дж. Джонс, Дж. Блоу, Б. Кук и др.
Со 2-й пол. 17 в. регулярно гастролировали иностр. оперные труппы — итальянца Джентилески (с 1660), французская под рук. Р. Камбера (с 1673, ежегодно до кон. 17 в.) и др. С 1705 начался длит. период господства итал. оперы. Спектакли итал. трупп сначала шли в новом "Куинс-тиэтре" (осн. в 1705), с 1706 — в т-ре "Друри-Лейн", с 1720 — в "Кингс-тиэтре" на Хеймаркете (осн. оперной труппой Корол. академии музыки). Ставились итал. оперы, в т. ч. Дж. Б. Бонончини, О. Арности, а также Генделя (с 1728 — рук. труппы), к-рый дирижировал гл. обр. своими операми-сериа и ораториями в "Ковент-Гардене" (с 1734), оперы Б. Галуппи, К. В. Глюка, И. К. Баха (под их руководством). В 1733 итал. комп. Н. Порпора написал "Оперу знати", пост. в т-ре "Линкольнс Ин Филдс" (с 1734 шла в "Кингс-тиэтре").
Попытки утвердить на сцене англ. нац. оперу не имели успеха и были единичными (первая англ. опера — "Дидона и Эней" Пёрселла впервые была пост. любителями в Высшей женской школе в Челси в 1688). Англ. композиторы были лишь авторами театр. музыки, к-рая с кон. 17 в. стала занимать всё более важное место в спектаклях драм. т-ров "Дорсет-Гарден", "Ройял", Т-ре герцога Йоркского. Продолжали ставиться маски с музыкой Лока, Драги, Давенанта, Т. и М. Арнов, Дибдина, Линли, Стораче и др. Важным событием была пост. сатирич. "Оперы нищих" ("The beggar's opera") Дж. Гея и Дж. Пепуша в т-ре "Линкольне Ин Филдс" (1728), явившаяся проявлением борьбы с засильем итал. оперы и положившая начало новому жанру — т. н. балладной опере. Балладные оперы ставились в т-ре "Сэдлерс-Уэллс" (осн. — 1683). Однако итал. оперы-сериа и оперы-буффа продолжали с успехом идти в т-рах Л.: гастролировала итал. труппа (с 1748), ставились итал. оперы К. В. Глюка, Б. Галуппи (в т-ре "Хеймаркет" в 1760-е гг.).
На рубеже 18-19 вв. развитие муз.-театр. жизни приостановилось, т. к. мн. театры пострадали от пожаров — сгорели здания "Кингс-тиэтра" (1789), "Пантеона" (1792; осн. в 1771; преобразован в оперный т-р в 1791), "Ковент-Гардена" (1808), "Друри-Лейна" (1809).
Во 2-й пол. 17 в. Л. стал одним из крупнейших центров европ. нотопечатания и производства клавишных инструментов. Нек-рые фирмы совмещали издат. дело с изготовлением муз. инструментов, в т. ч. фирма Дж. Плейфорда (1650); издат. дело продолжил и развил его сын Г. Плейфорд. В 18 в. ведущим стало предприятие Дж. Уолша (осн. 1693, позднее наз. "Уолш, Хейр энд Рэнделл", с 1783 — "Райт энд К°"), издававшее б. ч. произв. Генделя и др. крупнейших композиторов. Среди издателей 18 в. — фирмы Мирс, Кук, Джонсон, Томпсон, "Лонгмен энд Бродерип", Престон, Форстер, "Стрейт энд Скиллерн", Р. Бремнер, П. Велькер, Дж. Блэнд, М. Клементи. Среди крупнейших фирм муз. инструментов сер. 18 в. — "Б. Смит энд Снецлер", Джордан, Байфилд, Харрис (органы), Хичкок, Кин и Махун, Дж. Кёркмен (клавесины); известные инстр. мастера — И. Б. Нордман и Б. Чуди (клавесины), У. Булл (дух. инструменты). В 1773 фирма "Бродвуд" начинает производить фп. новой модели, в 1788 — рояли.
Медленнее развивалось в Л. муз. образование, находившееся с 1700 в ведении Городского об-ва, с 1738 — Королевского об-ва музыкантов (существует и в совр. Л.). На протяжении 18 в. музыке учились гл. обр. у частных педагогов, а также в детских хорах при капеллах.
В 19 — нач. 20 вв. муз. жизнь Л. значительно демократизировалась. В нач. 19 в. господствовали концерты смешанного типа — "общественные", "подписные", "вокальные" и др. Крупнейшее конц. об-во — Филармоническое (осн. в 1813, позже — Корол. филармоническое) — с 1851 пропагандировало в симф. концертах новую музыку, в т. ч. Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, И. Брамса, А. Дворжака и др.; дирижёрами Филармонич. оркестра были С. Беннетт, А. Салливен, Ф. Коуэн, А. Макензи и др. Среди др. об-в — Концерты старинной музыки (до 1848, также с проф. оркестром), Новое филармоническое (1852-79), Корол. музыкальное (1775-1848), разл. ораториальные, в т. ч. "Ораториос" (1795-1805; в репертуаре преим. соч. Генделя) и "Священная гармония" (1833-82; возродило забытые оратории, а также исполняло оратории Ф. Мендельсона, Л. Шпора и др.). Деятельность нек-рых об-в была связана с творчеством только одного композитора, по имени которого они назывались, — "Пёрселл-клуб" (1835-63), Баховское об-во (1849-70), позднее — Баховский хор (1876). В числе хор. об-в — Хор. гармонич. об-во (1843-1911), Хор. об-во Генри Лесли (1855-87), Корол. хор. об-во (с 1871). В сер. 19 в. получили распространение сольные концерты инструменталистов, вечера камерной и вок. музыки: циклы Камерные концерты (с 1835), Концерты классич. инстр. музыки (с 1836) и др., позднее — регулярные просветительские общедоступные концерты в Хрустальном дворце (рук. А. Манс, 1856-1901), "Популярные концерты" (осн. Т. П. Чеппеллом; в них принимали участие знаменитые инструменталисты, 1859-98), Воскресные камерные концерты Нар. конц. об-ва (осн. в 1878); просветительное значение имели камерные концерты Муз. союза (1845-80), для к-рых впервые в Л. выпускались печатные программы с аннотациями. С 1838 существовали "Променад-концерты" (осн. франц. скрипачом Ф. Мюзаром), программы к-рых составляла гл. обр. лёгкая орк. музыка. В 1895 дир. Г. Вуд основал летние общедоступные "Променад-концерты", ставшие популярными благодаря их демократич. характеру, выступлениям лучших солистов, а также высокому качеству нового оркестра "Куинс-холл" (эти концерты посещал В. И. Ленин). В середине и кон. 19 в. продолжалась деятельность муз. клубов — Клуба мелодистов (1825-56), популяризировавшего баллады, "Раунд энд Кэтч", в концертах к-рого также исполнялись совр. соч. В конц. жизни Л. важную роль играли муз. фестивали; крупнейшие из них — Генделевский в Хрустальном дворце (с 1857 каждые 2-3 года) и ежегодный Лондонский (с 1899). На протяжении 19 и нач. 20 вв. в Л. выступали ведущие иностр. солисты (Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.) и оркестры. Однако до нач. 20 в. в Л. редко исполнялись произв. англ. композиторов. Лишь с утверждением новой композиторской школы, связанной с движением "английского музыкального возрождения", стали исполняться соч. Э. Элгара, Ф. Дилиуса, Р. Воан-Уильямса, Г. Холста, а также произв. Пёрселла (2-я пол. 17 в.).
Активизация конц. жизни вызвала строительство спец. помещений. С 1830-х гг. открываются "Эксетер-холл" для исп. ораторий и крупных орк. произв. (1831), "Уорнумс-холл" (1837), "Кросби-холл" (1842), "Сент-Джеймс-холл" (с 1858), использовавшийся гл. обр. для камерных и общедоступных концертов ("Попс", 1865-1876). В 1871 открылся "Альберт-холл". Гл. центр конц. жизни Л. — "Куинс-холл" (с 1898; большой и малый залы). В муз. т-рах Л., гл. обр. "Кингс-тиэтре" (позже наз. "Хэр маджести тиэтр"), почти до кон. 19 в. продолжали идти оперы Дж. Россини, В. Беллини и Г. Доницетти, а также итал. оперы В. А. Моцарта (в 1887 т-р восстановлен после пожара 1867, действовал до 1891, после чего был снесён). Англ. оперные труппы т-ров "Ковент-Гарден" и "Друри-Лейн" ставили оперы итал. и франц. композиторов на англ. яз. Лишь после окончания монополии на пост. итал. опер т-ра "Хэр маджести тиэтр" (1843) выдвигается "Ковент-Гарден". Англ. оперы и мелодрамы ставились труппами "Инглиш опера хаус" (рук. С. Арнолд, 1809-41), Корол. англ. оперы (на сцене т-ра "Лицеум", 1856-64; рук. Л. Пайн и У. Харисон), "Карл Роза опера компани" (осн. в 1869) и труппой т-ра "Олд Вик" (классич. оперы на англ. яз. на сцене т-ра "Принсесс"), балеты — в т-рах "Эмпайр" и "Альгамбра". Во 2-й пол. 19 в. растёт популярность муз. комедий. В т-рах "Альгамбра" (с 1854), "Ройялти" (с 1875), "Савой" шли оперетты Д. Гилберта и А. Салливена. В 1889 К. д'Ойли Карт основал Компанию комич. оперы (преобразована в 1891 в Корол. англ. оперный т-р, к-рый вскоре возобновил пост. оперетт на сцене т-ра "Пэлис"). В кон. 19 — нач. 20 вв. муз. комедии ставились гл. обр. в т-ре "Гейети".
В 19 в. усиленно развивалось муз. образование. В 1822 открылась Корол. академия музыки (первое в Великобритании гос. муз. учебное заведение); в кон. 19 в. она была преобразована в высшее уч. заведение, по образцу к-рого созданы Нац. уч. колледж музыки (1880; с 1883 Корол. муз. колледж), муз. школа "Гилд-холл" (е 1880), Колледж органистов (1864, с 1893 — Королевский), а также "Тринити-колледж" (1872). Среди средних муз. школ — Лондонская академия музыки (с 1861), "Тоника-соль-фа колледж" (осн. Дж. Кёрвеном для подготовки учителей пения, 1863), Лондонская муз. школа (с 1865), Форестгейтский муз. колледж (с 1885), "Метрополитен-колледж" (с 1889).
С нач. 19 в. расширилась деятельность издат. фирм — "Клементи и компания" (1802, с 1832 — Коллард и Коллард), "Чэппелл" (1812), "Бузи" (1816), "Кокс" (1823, с 1898 — "Аугенер"), "Крамер" (1824), "Уэссел" (1825, с 1860 — "Эшдаун"), "Кёрвен" (1863) и особенно "Новелло" (осн. 1811; выпускала дешёвые массовые издания).
В сер. 19 в. начался регулярный выпуск муз. журналов; наиболее распространённый журнал — "Musical Times" (с 1844). В крупных газетах открылись муз. отделы, где сотрудничали музыковеды, в т. ч. Д. Б. Шоу, Э. Ньюмен, У. Айртон, Э. Хоумс и др.
В 20 в. в Л. продолжали возникать новые типы и формы конц. деятельности, новые муз. организации и коллективы; среди них — муз. клуб "Кинг кол" (1900-1925), Лондонское хор. об-во (с 1903), оперные компании, в т. ч. Т. Бичема (с 1909; им организованы гастроли в Л. труппы С. П. Дягилева; см. "Русские сезоны"), Британская нац. компания (с 1922), хор "Морли-колледжа" (с 1907, осн. Г. Холстом), Филармонич. хор (с 1919), Об-во классич. концертов (1908-22) и крупнейшие оркестры — Лондонский симфонический (с 1904), Лондонский филармонический оркестр (1932), к-рые прославились под рук. дирижёров Т. Бичема, Г. Вуда, А. Боулта, А. Коутса, М. Сарджента; они пропагандировали произв. Р. Воан-Уильямса, А. Блисса, Холста, А. Буша и др. При муз. отделе Брит. радиовещат. корпорации (Би-Би-Си, осн. в 1922) существовали хор (с 1928) и симф. оркестр (с 1930), устраивавшие регулярные публич. концерты.
Растущий интерес к старинной музыке определил создание хора и оркестра Б. Нила (1933; с 1955 — ансамбль "Филомузыка Лондона", в 1970-е гг. рук. Д. Литтаур), ансамбля "Исполнители на струнных" (1938, рук. Жак) и др., а также активизацию об-в мадригалистов — вок. коллективов "Английские певцы" (с 1920), "Певцы a cappella" (с 1922), "Певцы эпохи Тюдоров" (с 1923), Лондонская мадригальная группа (1930) и др. Особое значение для демократизации муз. культуры Л. имело объединение прогрессивных музыкантов в Рабочую муз. ассоциацию (с 1936). На протяжении неск. десятилетий продолжались попытки создания нац. оперного театра, в противовес "Ковент-Гардену" с его классич. иностр. репертуаром. Муз. спектакли ставились в т-рах "Шефтсбери", "Олдуич", "Лицеум", "Хэр маджести тиэтр" (с 1911), "Сэдлерс-Уэллс" (с 1931).
В годы 2-й мировой войны 1939-45 симф. музыка исполнялась гл. обр. в "Променад-концертах" и в дневных концертах, организованных пианисткой М. Хесс (проходили в Нац. галерее в 1939-46). В небольших залах выступали новые камерные ансамбли — Лондонский ансамбль духовых (1942), квартет Зориана (1942), ансамбли "Барокко", "Певцы Возрождения" (1944) и др. Лучший конц. зал Л. — "Куинс-холл" — был разрушен бомбой в 1941.
После 1945 муз. жизнь Л. стала быстро восстанавливаться. В 1946 возобновились спектакли в "Ковент-Гардене" (на его сцене регулярно выступает труппа Корол. балета). В 1947 создана камерная Англ. оперная труппа, к-рая ставит только англ. оперы. Т-р "Сэдлерс-Уэллс" получил в 1954 постоянное помещение, с 1969 регулярно даёт спектакли также в здании "Колизеума" (открыто в 1902 для варьете). Работает гастрольная оперная труппа д'Ойли Карта. В 1951 построен новый совр. конц. зал "Ройял фестивал-холл", в 1960-х гг. усовершенствованный и дополненный Камерным залом им. Пёрселла.
Конц. жизнь Л. в сер. 20 в. отличается исключит. насыщенностью. В симф. и камерных концертах постоянно выступают оркестры: Би-Би-Си — симфонический (рук. К. Дейвис) и концертный (рук. Э. Лоренс), Лондонский филармонический (рук. Б. Хайтинк), Лондонский симфонический (рук. А. Превин), Корол. филармонический (с 1945; рук. Р. Кемпе), Новый филармонический (с 1968), а также Нац. молодёжный Великобритании (с 1947), Лондонский репертуарный, "Лондон- симфониетта" (рук. Д. Этертон), Англ. камерный (с 1961; рук. Р. Леппард), Лондонский оркестр и хор им. Баха (с 1952, при Баховском об-ве; рук. Д. Уилкокс), Ансамбль им. Моцарта (при Об-ве Гайдна — Моцарта, с 1949; рук. Г. Блех), камерный оркестр "Карриоль" (с 1946; рук. Р. Бадден), квартет "Амадеус" (с 1947) и мн. любительские коллективы.
Среди муз. об-в, популяризирующих совр. музыку, — Об-во по пропаганде совр. музыки (с 1943), об-во "Музыка сегодня", Координационный центр совр. концертов. С кон. 1950-х гг. пользуются популярностью выступления в крупнейших залах Л. исполнителей т. н. поп-музыки.
Кроме крупных конц. помещений, для выступлений используются также камерные залы — "Куин Элизабет-холл", "Вигмор-холл", "Камерсмит Таун-холл", "Музей Виктории и Альберта", "Таун-холл" в Фулеме, открытые площадки парков, старинные соборы и дворцы. Концерты организуются импресарио и спец. конц. бюро, а также мн. муз. об-вами.
В Л. и его окрестностях ежегодно (с 1899, с перерывами в 1906-11, 1914-18, 1935-45) проводятся муз. фестивали — Лондонский, Баховский, Глайндборнский (с 1934), Виндзорский и др. Ежегодно (с 1945) устраивается Междунар. конкурс скрипачей им. К. Флеша.
Литература: Jackson W., Observations on the present state of the music in London, L., 1791; Hogarth G., The Philharmonic society of London, L., 1862; Klein H., 30 years of music life in London. 1870-1900, L., 1903; Foster M. В., History of the Philharmonic society of London. 1813-1912, L.-N. Y., 1912; Elkin R., Queens's Hall. 1893-1941, L.-N. Y., (1944); его же, Royal Philharmonic, L. (a.o.), (1946); его же, The old concert rooms of London, L., (1955); Dent E. J., A theatre for everybody, L., 1945; Stapleton M., Sedler's Wells opera, L., (1954); Scott W. S., Green retreats. The story of Vauxhall gardens. 1661-1859, L., 1955; Baillie H. C., London Churches, their music and musicians, Camb., 1957-58 (diss.); Rosenthal H., Two centuries of oper at Covent garden, L., 1958; Howard D., London theatres and music halls. 1850-1950, (L.), 1970; Gо1ding R., The founding of the RAM, "Musical Times", 1972, July, No. 1553, p. 655-658.
M. M. Яковлев.