Советская историческая энциклопедия
(Locke), Джон (29.VIII.1632 — 28.X.1704) — англ. философ, автор трудов по философии, теологии, политич. теории, педагогике, экономич. вопросам. Родился в семье судейского чиновника. Окончил Оксфордский ун-т. Поступив в 1667 на службу к лидеру партии вигов А. Эшли Куперу (графу Шефтсбери; с 1672 — лорд-канцлер), принял активное участие в политич. борьбе. Преследования пр-ва Карла II дважды вынуждали Л. эмигрировать, и он долгие годы провел во Франции и Голландии (где сблизился с Вильгельмом III Оранским). Вернулся в Англию в 1689, во время "славной революции" 1688-89 — компромисса между крупной буржуазией и частью зем. аристократии. Энгельс назвал Л., активного сторонника и идеолога переворота, сыном этого классового компромисса. В 1690 Л. опубликовал свой гл. филос. труд "Опыт о человеческом разуме" (рус. пер., М., 1898). Филос. взгляды Л. — материализм в деистич. форме. Его ист. заслуга — опровержение теории врожденных идей, обоснование материалистич. принципа происхождения знаний из опыта ощущений. Отсюда убеждение Л. в могуществе воспитания в процессе формирования человеч. личности, пронизывающее его соч. по педагогике "Мысли о воспитании" ("Some thoughts concerning education", L., 1693). К. Маркс назвал Л. отцом европ. свободомыслия, поскольку Л. выступил в защиту широкой веротерпимости ("Письма о веротерпимости" — "Epistola tle tolerantia", 1689). Л. не распространял, однако, ее на католиков и атеистов.
=====
Обществ.-политич. взгляды Л. изложены им в работе "Два трактата об управлении государством" ("Two treatises of government", 1690). Л. разделял распространенные в 17 в. бурж. теории естественного состояния людей и возникновения общества и гос-ва (эти понятия им не различались) путем общественного договора. Рассматривая возникновение общества- государства, Л. на первый план выдвигал вопрос о собственности. Л. считал, что у людей в естественном состоянии сначала существовала общая собственность на блага природы, но лишь до приложения к ним труда. Последнее превращает их в частную собственность того, кто затратил труд. Т. о., в отличие от своего предшественника Т. Гоббса, Л. считал, что частная собственность возникла еще в естеств. состоянии благодаря труду, а не была создана гос-вом; право на нее — естественное право. Гос-во, по Л., возникло прежде всего для охраны частной собственности — это его гл. задача. В этих рассуждениях Л. есть элемент историзма, поскольку Л. полагал, что общая собственность предшествовала частной, что индивидуальный труд создал частную собственность, что возникновение гос-ва связано с задачей охраны частной собственности. Но Л. увековечивал частную собственность, утверждая, что труд всегда был индивидуальным трудом и что поэтому он всегда и неизменно порождает частную собственность. Поскольку гос-во возникло для охраны "естеств. прав" человека на частную собственность, личную свободу и безопасность, то политич. власть, утверждает Л., не должна покушаться на эти права. Ставя во главу угла политич. устройства неприкосновенность прав и свобод частного собственника, Л. выступил как один из первых идеологов бурж. либерализма. Л. подверг критике абсолютную монархию, как несовместимую с основами и целями обществ. жизни. Одним из первых он обосновал и развил бурж. идею разделения властей, как принципа построения конституц. гос-ва, доказывая, что только такой строй отвечает разуму, природе и целям всякого политич. сообщества, только он способен выполнить осн. назначение всякого гос-ва — защиту частной собственности. Л., писал Маркс, "...является классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному" ("Теории прибавочной стоимости", ч. 1, 1955, с. 348). Л. в своих "Трактатах" обосновывает рожденные революцией идеи о народе как носителе и источнике верховной власти в гос-ве и о праве народа на восстание, если правители попирают его законные интересы и права. Сам Л. не был революционером, и эти положения были нужны ему всего лишь для оправдания переворота 1688-89 и установившегося в его итоге режима конституц. монархии. Но в силу своего революц. содержания они были широко использованы в острых клас. столкновениях 2-й пол. 18 в. Общественно-политич. взгляды Л. оказали большое влияние на дальнейшее развитие бурж. обществ. мысли в Европе и Америке.
=====
Соч.: The works, 10 ed., v. 1-10, L., 1801; new ed., v. 1-2, L., 1877; Избр. филос. произв., т. 1-2, M., 1960.
=====
Лит.: История философии, т. 1, 1957; Англ. бурж. революция XVII в., т. 2, М., 1954; Гребенев К. В., Джон Локк, М.-Л., 1929; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового времени, т. 1, М., 1958; Ковалевский М. M., От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 3, М., 1906; Fox Bourne H. R., The life of John Locke, v. 1-2, L., 1876; Fraser A. C., Locke, Edin. — L., 1890; Fowler T., Locke, L., 1906; Aaron R., John Locke, 2 ed., Oxf., 1955; Laski N. J., Political thought in England from Locke to Bentham, L., 1920; Gough J. W., John Lock's political philosophy, Oxf., 1950.
=====
A. A. Макаровский. Москва.