(греч. leitoyrgia, от leitos — общественный, всенародный и ergon — дело, обязанность) — важнейшее богослужение правосл. церкви, соответствующее мессе в католической и протестантской церкви. Видная роль в Л. принадлежит пению. В состав Л. входят псалмы, гимны, молитва "Отче наш". Элементами, связующими песнопения в одно целое, являются ектений и краткие стихи. Различают литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста — по именам составителей молитв, читаемых в алтаре во время пения стабильных песнопений. Существует также Л. преждеосвященных даров, совершаемая в великом посту. Песнопения Л. до 17 в. исполнялись одноголосно знаменным и др. распевами. В кон. 17 — нач. 18 вв. в многогол. партесном стиле (см. Партесное пение) создавались т. н. "Службы божии", к-рые охватывали цикл песнопений, входивший в состав Л. Авторами их были С. Пекалицкий, Н. П. Дилецкий, В. Титов, Н. Калашников, Ф. Редриков и др. Позднее Л. сочиняли А. Л. Ведель и С. И. Давыдов. К отд. песнопениям Л. музыку создавали Д. С. Бортнянский, П. И. Турчанинов, М. И. Глинка, А. Ф. Львов. Л. под названием "Обедня" написал А. Н. Верстовский (не издана).
Классич. образцом является литургия П. И. Чайковского, к-рый положил на музыку почти полный состав её песнопений и даже связующий её элемент (ектении и др.). В последующее время Л. писали А. Т. Гречанинов, М. М. Ипполитов-Иванов, H. H. Черепнин, С. В. Рахманинов, А. Г. Чесноков, П. Г. Чесноков, А. В. Никольский и др. А. А. Архангельский сочинил "заупокойную" Л., отличающуюся траурным характером музыки.
Литература: Смоленский С. В., Обзор исторических концертов Синодального училища, М., 1895; Преображенский А. В., Краткий очерк истории церковного пения в России, "РМГ", 1907, прилож. к No 1; Фивдейзен H. P., Очерки по истории музыки в России, вып. 3, М.-Л., 1928; Протопопов В. В., Про хорову багатоголосу композицiю XVII — початку XVIII ст., та про Симеона Пекалицького, "Украпнське музикознавство", 1971, No 6.
Н. Д. Успенский.