Советская историческая энциклопедия
(самоназв. — лиетувяй (lietuviai)) — нация, составляющая осн. часть населения Литовской Советской Социалистической Республики. Численность Л. в СССР — 2326 тыс. чел. (1959); из них в Литовской ССР — 2151 тыс. чел., в др. республиках (гл. обр. северо-запад РСФСР, Латвия, Белоруссия) — 175 тыс. чел. За рубежом Л. св. 530 тыс. чел. (1963-64), из них в США 450 тыс., в Зап. Европе — 24 тыс., в Канаде — 20 тыс., в Польше — 15 тыс., в Юж. Америке (преим. в Аргентине) — 13 тыс., в Австралии — 9 тыс. Большинство этих Л. (кроме живущих в Польше) — потомки эмигрантов конца 19 — нач. 20 вв. Литовский яз. вместе с родственными ему латышским и исчезнувшим в 16 в. прусским языками относится к балтийской или леттолитовской ветви индоевроп. семьи языков. В составе этой семьи балтийские языки обнаруживают наибольшую близость со славянскими. В прошлом язык Л. распадался на ряд диалектов и местных говоров; в наст. время диалекты почти незаметны. Верующие Л. — гл. обр. католики. Основой их формирования были различные балтийские племена скотоводов и земледельцев, предки к-рых еще в нач. 2-го тыс. до н. э. проникли с Ю.-З. в басс. Немана и Зап. Двины, неся с собой развитую неолитич. культуру шлифованных "боевых топоров". Археологич. памятники и письменные источники 1-го — нач. 2-го тыс. н. э. позволяют наметить р-ны расселения этих племен. Главнейшими из них были собственно Л., или аукштайты (литва в рус. летописях), и жемайты (жмудь). Вошли в состав Л. также часть судавов (ятвяги), южные группы куршей (корсь) и земгалов (земигола). В 9-12 вв. н. э. с развитием производит. сил (пашенное земледелие, животноводство, металлургия железа и др. ремесла) усиливается взаимодействие между территориально-племенными группами Л., растет среди них социальная дифференциация, возникают раннефеодальные отношения, постепенно складывается литовская народность. Этнич. консолидации Л. способствовало образование в 1-й пол. 13 в. Литовского гос-ва, к-рое окрепло в упорной борьбе с агрессивным Тевтонским орденом. Внутри этого гос-ва в течение 14-16 вв. развивались связи Л. с вост.-слав. народами — русскими и белорусами. Борьба с орденом сблизила Литву с Польшей. Принятие в кон. 14 в. феод. верхушкой Л. католичества, долго еще остававшегося чуждым широким народным массам, также способствовало полонизации литовских помещиков и распространению среди них польского языка. Однако большинство крестьян стойко сохраняло свой родной язык, свою самобытную материальную и духовную культуру. Даже Л. р-на Клайпеды (Мемеля), попавшие в 13 в. под власть Тевтонского ордена и подвергавшиеся на протяжении нескольких веков насильственной германизации, не утратили своего этнич. самосознания. В период феодализма с характерной для него экономич. обособленностью отдельных р-нов внутри единого литовского народа выделились местные этнографич. группы, различающиеся между собой по диалектам и нек-рым культурно-бытовым особенностям. Кроме жемайтов и аукштайтов, сохранявших наименование и локализацию древних племен, такими группами были, напр., дзуки на Ю.-В. Литвы (потомки части судавов), вост. занеманцы — капсай и зап. занеманцы — занавикай. Диалект Л. Занеманья впоследствии (в 19 в.) лег в основу литовского лит. языка. В 1795 и 1815 этнич. терр. Л. (кроме Клайпедского края) вошла в состав Российской империи. Во 2-й пол. 19 в. в Литве складывается литовская нация. С 1940 в составе Союза ССР литовский народ пошел по пути социалистич. развития, к-рое в послевоен. годы привело на основе экономич. и культурного развития к ликвидации антагонистич. классов и сплочению Л. в единую социалистич. нацию. Л. создали разнообразную материальную и духовную культуру, во многом близкую к культуре соседних народов (латышей, белорусов, зап. русских, сев. поляков), но в то же время обладающую специфич. особенностями.
=====
Лит.: Литовцы, в кн.: Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964; Вишняускайте А., Этнографические исследования в Литве в 1940-1960 гг., "СЭ", 1960, No 3; Даниляускас А., К вопросу об изучении культуры и быта литовских рабочих, там же, 1962, No 5; Семьи и семейный быт колхозников Прибалтики (Тр. Ин-та этнографии, т. 77), М., 1962; Dunduliené Р., Zemdir byste Lietuvoje, Vilnius, 1943; Lietuviu etnografijos bruozaj, Vilnius, 1964; Is lietuviu kulturos istorijos, v. 1-4, Vilnius, 1958-64; Lietuvos archeologijos bruozai, Vilnius, 1961; Lietuviu tautosakos apubraiza, Vilnius, 1963; Lietuvos TSR istorija, t. 1-3, Vilnius, 1957-65.
=====
H. H. Чебоксаров. Москва.