Нар. музыкант-певец, аккомпанирующий себе на лире. Л. имелись в Белоруссии, Польше, Литве, Молдавии и более всего на Украине, а также в смежных с Украиной юж. областях Великороссии. В кон. 17 в. на Украине Л. (как правило, крестьяне-слепцы) объединялись в цехи. Создавались школы Л., возглавляемые искусными музыкантами — "благочинными" или "королями старцев", к-рых избирало братство кобзарей и Л. В 1677 вышел устав Киевского муз. цеха-школы, по к-рому полагалось в школе учиться шесть лет, осваивая репертуар. На Зап. Украине эти школы получили широкое распространение. Репертуар Л. совпадал с репертуаром бандуристов, спутниками к-рых они всегда были. Иногда включались псалмы и канты, отличавшиеся морально-назидательным содержанием. Нек-рые песни носили юмористич. или сатирич. характер. Исполнение дум и историч. песен было упрощённым. Характер мелодии песен Л. разнообразен: гибкий речитатив с частыми мелодич. украшениями, церк. напевы (аккомпанемент лиры повторял эти напевы), "отыгрыш" и пение сопровождались непрерывными выдержанными звуками (органный пункт). Л. исполняли и танц. музыку — гопаки, казачки и др. Трудно воспроизводимые на лире муз. штрихи они успешно выполняли, приводя в движение правой рукой деревянное колесо ("смычок"), левой — нажимали соответствующие клавиши. Среди известных Л. — И. Скубия, А. Скоба, Ю. Зозуля, О. Додатко, А. Сковорода, А. Гребень и др. Выступления Л. иногда сопровождались небольшим вок. ансамблем (3-7 чел.). В нач. 70-х гг. 20 в. появляются Л.-профессионалы (певцы и инструменталисты), к-рые выступают в ансамблях и оркестрах укр. нар. инструментов.
Литература: Маслов А. Л., Лира — народный музыкальный инструмент, "РМГ", 1902, No 12; Демуцький П., Лiра i iї мотиви, Кїив, 1903; Колесса Ф., Мелодiї українськiх народнiх дум. Матерiали до української етнологiї, т. 13-14, Львiв, 1910-13; Гуменюк A., Українськi народнi музичнi iнструменти, Київ, 1967.
А. И. Гуменюк.