Новая философская энциклопедия
ЛИЛА (санскр. līlā – игра) – в индийской религиозно-философской традиции лила обозначает обычно «космическую» игру Бога, т.е. акт творения мира, начавшийся «беспричинно», в спонтанном выбросе творческой энергии. В адвайта-веданте Шанкарылила сближается с представлением о творческой силе Брахмана [БРАХМАН](шакти) и манифестации «космической иллюзии» (майя [МАЙЯ]). Майя никогда не выступает самостоятельным началом, это своего рода «оборотная сторона» самого высшего Брахмана, а потому и лила не несет в себе никакой необходимости: проявление «видимой», «миражной» вселенной по сути случайно и ничем не обусловлено. В религиозно-философских учениях тантристского толка, напр. в кашмирском шиваизме [КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ], акцент смешается на состояние безудержной радости, восторженного экстаза (улласа), сопровождающее такую «божественную игру». Соответственно и адепт, идущий к освобождению, обретает его внезапно, в изумленно радостной вспышке узнавания (пратьябхиджня [ПРАТЬЯБХИДЖНЯ]) и соучастия в лиле. В этом смысле чисто теоретические изыскания смыкаются здесь с эротико-мистическим экстазом и художественно-литературным творчеством, которое рассматривается как отражение все той же божественной лилы, как перекличка с божественной креативностью.
Н.В.Исаева