Советская историческая энциклопедия
Одно из течений в буддизме: распространено в Тибете и Внутр. Монголии (КНР), МНР, а также в отд. р-нах Непала и Индии. В СССР Л. имеет нек-рое число последователей в Бурятской, Калмыцкой и Тувинской АССР.
=====
Процесс складывания Л. начался в Тибете, куда буддизм проник в 7 в., одновременно с созданием там первого единого гос-ва (7-9 вв.). К кон. 8 в. буддизм стал гос. религией Тибета, на терр. последнего был построен первый монастырь Самье, появились монахи-тибетцы, возникло монаст. землевладение и т. д. В нач. 9 в. сложилась духовная иерархия. Завершение процесса складывания Л. связано с т.н. "поздним распространением" буддизма в Тибете, начавшимся во 2-й пол. 10 в. Наступившая в этот период феод. раздробленность способствовала возникновению множества ламаистских сект, среди к-рых наиболее значительными были Кадампа (осн. в сер. 11 в.), Сакьяпа (11 в.), Каджупа (11 в.), Кармапа (12 в.) и др. В кон. 14 — нач. 15 вв. в Тибете образовалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлуг-ба (т.н. "желтошапошники"), основанная Цзонкабой (1357-1419). С 16 в. главы секты Гэлуг-ба стали носить титул Далай-ламы. К сер. 17 в. 5-му Далай-ламе Агванлобсан-джамцо (1617-82) и верхушке духовенства удалось подчинить своей власти (духовной и светской) все осн. р-ны Тибета, к-рый т. о. превратился в теократич. гос-во. Из Тибета в 13-14 вв. Л. стал проникать в Монголию и в др. р-ны Центр. Азии. Господствующей религией в Монголии Л. стал в 16-17 вв., к этому же времени относится его распространение в Бурятии и Туве, тогда же он был воспринят калмыками, переселившимися в 17 в. в р-н Поволжья.
=====
Теоретич. основы Л. изложены в двух осн. канонах, составленных к 14 в.: Канджуре и Танджуре (комментарии на тексты, включенные в Канджур), а также в произведениях наиболее известных лам.
=====
Канджур и Танджур переведены с тибетского на монг. яз. Одно из изданий на тибетском яз. (пекинское) переиздано фототипическим способом: The Tibetan Tripitaka, Peking edition, ed. by Daisetz T. Suzuki, v. 1-167, Tokyo-Kyoto, 1955-1961.
=====
Кроме черт, присущих любому направлению Махаяны в буддизме, Л. обладает рядом особенностей. Как религия Л. чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием, в Л. большое место занимают магия и вера в многочисл. местные божества. Для Л. характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю — ламе. Особая роль придается бодхисатвам, не только как наставникам на пути "освобождения", но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. Среди бодхисатв выделяется Авалокитешвара — "милосердный", подобную роль играют и нек-рые будды, напр. Майтрея — будда "грядущего". В Л., на основе концепции перерождений, была создана теория воплощений будд, бодхисатв, божеств в определенных лиц, называемых трулку (тибетское) или хулбиганами (монг.). В области философии Л. ограничивался толкованием переводных текстов. Экономич. основу господства Л. составляло крупное монастырское землевладение. Л. являлся значит. тормозом на пути экономич., социального и культурного развития народов, среди к-рых он был распространен. В наст. время экономич. и политич. влияние Л. и его духовенства во всех осн. р-нах распространений Л. либо значительно подорвано (КНР), либо окончательно ликвидировано (в МНР и СССР).
=====
Лит.: Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии..., СПБ, 1887; Пубаев Р. Е., Семичов Б. В., Происхождение и сущность буддизма-ламаизма, Улан-Удэ, 1960; Богословский В. A., Очерк истории тибетского народа, М., 1962; Waddell L. A., The Buddhism ot Tibet or Lamaism, Gamb., 1934; Bell Gh., The religion of Tibet, Oxf., 1931; Nebesky-Wojkowitz, R. de, Oracles and demons of Tibet, 's-Gr., 1956; Stein R. A., La civilisation tibétaine, P., 1962.
=====
В. А. Богословский. Москва.