Новая философская энциклопедия

ЛАКТАНЦИЙ

ЛАКТАНЦИЙ (Lactantius) Луций Цецилий Фирмиан – латинский христианский апологет. О его жизни известно в основном из сочинений Иеронима [ИЕРОНИМ]. Лактанций получил хорошее образование, был учеником Арнобия [АРНОБИЙ]. Ок. 300 занял кафедру риторики в Никомедии, где Диоклетиан в то время расположил столицу империи; в это же время обратился в христианство. Однако ок. 305, из-за гонений на христиан, он покинул свой пост и отправился на Запад. Примерно с 308 по 317 состоял воспитателем у старшего сына Константина, Криспа. Помимо римских классиков (прежде всего Цицерона, а также Лукреция [ЛУКРЕЦИЙ], Варрона [ВАРРОН], высоко ценимого им Сенеки [СЕНЕКА]) к источникам Лактанция следует отнести его латиноязычных христианских предшественников (Минуция Феликса, Тертуллиана [ТЕРТУЛЛИАН], Киприана), а также греческого апологета Теофила Антиохийского и др.; Лактанций обращается и к орфическим поэмам, герметическим книгам, книгам оракулов и философскому гносису в целом.

До нас дошли не все его сочинения. К не сохранившимся, упоминаемым Иеронимом, относятся, в частности, несколько сборников посланий: четыре книги – к Пробу, две – К Северу, четыре – к своему ученику Деметрию. Среди уцелевших наиболее известны: 1. «De opifıcio Dei» («О созидании Божием») – 303–304. Опираясь на биологические и психологические теории своего времени, Лактанций пытается доказать существование Бога и божественного провидения с помощью детального рассмотрения строения человеческого тела как вместилища души и указать читателю на наличие высших целей человеческого существования. 2. «De divinis Institutiohibus libri VII» («Семь книг божественных Установлений») – 304–313. Одна из самых обширных христианских апологий. В первой, собственно апологетической части сочинения, Лактанций критикует как языческую философию, так и религию. Их полная разобщенность приводит к тому, что человек не может претендовать на обладание мудростью, т.е. последним знанием вещей божественных и человеческих: философы лишь стремятся к ней, что подтверждается многообразием их учений (Лактанций рассматривает взгляды Пифагора, Сократа, Цицерона и др.), а языческая религия переполнена суевериями и предрассудками. Только вера в божественное Откровение предоставляет человеку, созданному по образу Бога, возможность познать мудрость. К обоснованию главного тезиса – «в мудрости заключена вера, а в вере – мудрость» – сводится стремление Лактанция соединить оправдание авторитета разумом и ограничение человеческого разума божественным авторитетом. Во второй, доктринальной части сочинения ощутим характерный для апологетов 3 в. субординационизм; здесь также излагается популярное в то время хилиастическое учение. 3. «De ira Dei» («О гневе Божьем») – 314–317. Направленное в основном против стоиков и эпикурейцев, не допускавших в Боге такой страсти, как «гнев», оно опровергает безразличие Бога по отношению к людям и утверждает силу его правосудия при наказании злых. 4. «De mortibus persecutorum» («О смертях преследователей») – историческое сочинение, описывающее пережитые автором события: отречение Диоклетиана, гражданскую войну и торжество христианства, установленного Константином Великим. Лактанций оказал немалое влияние на Августина [АВГУСТИН], Иеронима, представителей схоластической мысли. Особенно он был популярен среди некоторых гуманистов Возрождения (Петрарки [ПЕТРАРКА], Леонардо Аретино, Пика делла Мирандолы) как один из основоположников нового типа христианской литературы.

Сочинения:

1. MPL, t. 6, 7;

2. О смертях преследователей. СПб., 1998.

Литература:

1. Садов. Древнехристианский церковный писатель Лактанций. СПб., 1895;

2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979;

3. Wlosok A. Laktanz und die philosophische Gnosis. Hdlb., 1960.

О.В.Голова



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте