Советская историческая энциклопедия
(рус. "крестьянин" — первонач. от "христианин") — в досоциалистич. обществ.-экономич. формациях — совокупность мелких производителей в земледелии (в более широком смысле — в с. х-ве вообще), ведущих, как правило, хоз-во собств. средствами и силами своей семьи, а при социализме объединяющихся для ведения крупного коллективного кооп. х-ва. В качестве особого обществ. класса К. оформляется в эпоху разложения первобытнообщинного и становления клас. об-ва и существует в рабовладельч., феод., капиталистич. и социалистич. об-ве (при феодализме — осн. эксплуатируемый класс). Особенно велик удельный вес К. в докапиталистич. формациях, поскольку с. х-во вообще и земледелие в частности было тогда определяющей отраслью обществ. произ-ва, однако даже в совр. эпоху К. составляет большинство человечества. Обществ.-экономич. природа К., его экономич. и юридич. положение, идеология изменяются в зависимости от смены обществ.-экономич. формаций и этапов их развития.
=====
При рабовладельч. строе вместе с рабовладельч. произ-вом всегда существовало мелкое произ-во самостоят. свободных производителей на земле. Особенно значителен был этот слой в гос-вах Др. Востока, где сохранялась ведущая роль в с.-х. произ-ве свободных общинников (см. в ст. Община). Наряду с общинниками здесь существовали и зависимые земледельцы, сидевшие на гос. (царской, храмовой) земле, обрабатывавшие ее и получавшие за это натур. довольствие; Общинники имели свои зем. наделы (в разное время в разных странах ставшие частной собственностью отд. семей — больших и малых), они участвовали в обществ. работах и повинностях (по устройству ирригац. сооружений и др.), в уплате налогов гос-ву. По мере развития др.-вост. об-в шел постепенный процесс разложения общины и выделения из нее общинников-рабовладельцев и закабаляемых (на время или пожизненно) бедняков. С течением времени именно на осн. часть общинников легла гл. тяжесть усиливавшегося налогового гнета; беднеющие общинники попадали в долговую кабалу, широко практиковали (по крайней мере в ряде стран Др. Востока) заклад своих земель ростовщикам, а когда не могли выкупить свои наделы, превращались либо в рабов, либо в наемных работников; часть земледельцев оказывалась в разнообразных формах зависимости от царя и знати (см., напр., лаой).
=====
В архаич. Греции и раннем Риме господство родовой знати и концентрация земли в ее руках также вели к закабалению свободных общинников путем долговой кабалы и к появлению арендаторов (напр., в Аттике т. н. шестидольники-гектеморы), работавших на полях крупных землевладельцев и находившихся от них в экономич. и юридич. зависимости (напр., рим. клиенты, см. Клиентела).
=====
Однако оформление клас. об-ва и гос-ва на терр. Греции и Италии в форме полиса привело к укреплению свободных мелких зем. собственников-граждан. Они представляли социальную и воен. опору полисного строя (из них, в частности, формировалось гражданское ополчение), основу рабовладельческой демократии. Развитие крупного землевладения, основанного на широком применении труда рабов, приводило к вытеснению труда свободного К. трудом рабов. Разорявшиеся крестьяне превращались в люмпен-пролетариев, частично в воинов-наемников, переселялись в колонии. Между классом мелких свободных производителей и крупными землевладельцами шла ожесточенная борьба (прежде всего — за землю). Однако демократич. движения и реформы, направл. на возрождение мелкого крест. землевладения и армии из крестьян-собственников (напр., реформы Агиса IV и Клеомена III в Спарте, Гракхов реформы, Союзническая война 90-88 до н. э. в Италии и др.), в лучшем случае имели лишь временный успех или использовались в своих интересах разными группировками господств. класса (напр., Союзническая война). Утопич. попытки укрепления общины с равновеликими крест. наделами известны в истории других древних об-в (напр., Ван Мала реформы 1 в. в Китае).
=====
Наряду с античными формами собственности продолжали существовать более архаич. отношения, в к-рых К. принадлежала очень большая роль. Так, в Греции особым типом непосредств. производителей в земледелий (в частности, в более экономич. отсталых полисах) были илоты, пенесты, мариандины и т. п. покоренные местные жители, оставленные на своих прежних землях и обрабатывавшие их собственным трудом на правах вечного пользования и находившиеся в зависимости от гражд. общины в целом или от отдельных ее представителей. В рим. провинциях (особенно слабороманизован-ных, таких как дунайские, прирейнские) сохранилось многочисл. свободное К., жившее сел. общинами вне гор. территорий (лат. rustici, vicani — крестьяне, сельчане); сельчане имели общие земли, их терр. была отграничена от окружающих земель, они имели свои святилища, своих сельских и родовых богов (большую роль играли крест. земледельч. культы), их быт отличался от быта "горожан" и т. д. Существовали и сельчане, жившие на частных землях и обрабатывавшие их (в частности, рим. клиенты). По мере исчерпания производств. возможностей рабовладельч. способа произ-ва эти ("внеполисные") категории земледельцев приобретали все большее значение. С распространением колонатных отношений (см. Колонат) осн. производителем в с. х-ве Рим. империи 3-5 вв. н. э. и осн. типом позднеантичного крестьянина становится колон. Общая тенденция развития шла в направлении образования из двух гл. источников: различных видов мелких зем. собственников, с одной стороны, и рабов, занятых в с. х-ве (и испомещавшихся на землю), с другой, б. или м. однородного слоя зависимых и полузависимых непосредств. производителей в сел. хоз-ве. Закабаляемые крестьяне и колоны составляли наиболее революц. элемент в поздней Рим. империи, играя главную роль в социальных движениях того времени (напр., в движении багаудов, агонистиков).
=====
При феодализме крестьянин являлся возделывателем и фактич. владельцем обрабатываемой земли (по крайней мере в части, дающей необходимый продукт), он был "наделен" землей — осн. средством производства феод. об-ва, но не обладал собственностью на землю, выступал как "держатель" земли и эксплуатировался собственником земли (отдельным феодалом или феод. гос-вом). Часть средств производства (с.-х. орудия, утварь, скот, птицу, дом. хоз. постройки и др.) крестьянин, как правило, имел в своей полной собственности. При неполноте отделения К. от средств производства только внеэкономическое принуждение, та или иная степень личной зависимости крестьянина от феодала давала возможность последнему экономич. реализовать свою зем. собственность и безвозмездно присваивать часть труда крестьян в форме феод. земельной ренты (или ренты-налога). К., будучи одним из двух осн. классов феод. об-ва, осн. эксплуатируемым классом, выступало также как неполноправное сословие.
=====
Становление К. как класса феодального об-ва представляло важнейшую сторону генезиса феодализма.
=====
Возникновение феод.-зависимого К. преим. на базе разложения первобытнообщинного строя наиболее детально изучено на примере герм. племен. Первым этапом был переход от земледельч. общины к соседской, появление аллода и превращение общинников в собственников своих наделов и на этой базе — начало их имуществ., а затем и социального расслоения. На втором этапе происходило разложение соседской общины как коллектива свободных независимых аллодистов под ударами крупного (церк., светского и королев.) землевладения, утеря свободным общинником его аллода, превращавшегося из собственности в держание. Формы и способы утраты аллодов были различны (зем. дарения, продажа, залог, обмен и др.). Малосостоятельные общинники в результате дарения и обратного получения земли уже не в собственность, а в прекарий теряли не только зем. собственность (превращаясь в держателей), но и свободу. Бывшие свободные общинники (попадавшие в зависимость) составили основу формировавшегося класса феод.-зависимого К.;в его формировании приняли участие и полусвободные, возникшие еще в дофеод. период (напр., литы), и вольноотпущенники. В условиях синтеза отношений рабовладельч. об-ва и разлагавшегося общинного строя (как на терр. Зап. Рим. империи) в формировании феод.-зависимого К. участвовали, наряду с разорявшимися общинниками, также рабы, испомещенные на землю, колоны и др. земледельцы позднерабовладельч. об-ва. Вовлечение прежде свободного К. в разл. формы феод. зависимости сопровождалось и понижением его социального статуса. Феод. эксплуатация К., по-видимому, нередко первоначально носила форму взимания гос. налогов и повинностей, что особенно характерно для мн. стран Востока, где гос. зависимость нередко сохранялась в качестве осн. формы зависимости К. длит. время. Дальнейшей тенденцией развития было вовлечение К. в частно-вотчинную зависимость. Однако б. или м. значит. слой К., зависимый только от гос-ва, сохранился вплоть до позднего феодализма не только в странах Востока, но и, напр., в России (см. Государственные крестьяне), в скандинав.странах.
=====
Феод. повинности, лежавшие на К., выступали в конкретной истории в разнообразных сочетаниях, представляя разл. модификации феод. зем. ренты. Ее осн. формами были: отработочная рента (барщина), рента продуктовая, ден. рента (прод. и ден. оброк). На всем протяжении феодализма все формы ренты сосуществовали. Упрощая, можно сказать, что барщинная форма эксплуатации К. получила наибольшее распространение в странах Зап. Европы в период раннего и в странах Вост. Европы — в период позднего средневековья, тогда как для большинства стран Востока на всем протяжении феодализма была наиболее характерна продуктовая (при широко распространенном ден. исчислении (в меньшей степени) ден. рента — как на частновладельч., так и на гос. землях; во 2-м случае она выступала как централизованная рента — рента-налог. Крест. повинности юридически чаще всего были твердо установленными, фиксированными феод. обычаем, но практически нередко взимались произвольно. Весьма распространенной, а часто и господствующей (в частности, в странах Востока) была издольная система эксплуатации К.
=====
Для К. на всем протяжении феодализма характерно значит. многообразие форм феод. зависимости, пестрота в юридич., имуществ. и др. положении. Существовали многочисл. категории К. Не исчез полностью слой свободного К., представлявший осколок предшествовавшей дофеод. эпохи. Такой слой длит. время сохранялся, напр., в отдельных р-нах Германии, а в нек-рых странах и обл. (напр., в скандинав. странах, особенно в Норвегии) существовал на всем протяжении средневековья, накладывая своеобразный отпечаток на всю социально-экономич. и политич. жизнь. Но подавляющее большинство К. попало в ту или иную форму зависимости. Хотя часть лежавших на К. повинностей считалась вытекающей из его связи с землей, а часть раскладывалась непосредственно на "личность" крестьянина, однако в результате тесного переплетения этих повинностей все феод.-зависимое К. было в той или иной мере лишено личной свободы. Степень этой несвободы, однако, сильно варьировалась, изменяясь от крепостного состояния до простой сословной неполноправности. Пестрота юридич. форм зависимости первоначально отражала процесс складывания феод.-зависимого К. из разных элементов и разными путями. Но характер зависимости менялся и с развитием феод. способа производства, определяясь формами феод. ренты и ее изменением. Крепостная зависимость соответствовала распространению барщины. Так, в большинстве стран Зап. Европы, начиная с 12-13 вв., по мере перехода к ренте продуктовой, и особенно денежной, личная зависимость отступала на задний план: рост товарности крест. хоз-ва (условие развития ден. ренты) был невозможен без известного личного раскрепощения К. — товарное произ-во требовало большей юридич. независимости и большей хоз. инициативы крестьянина. Очень рано начинается процесс освобождения К. от наиболее суровых форм личной зависимости в Италии с ее развитыми товарно-ден. отношениями; во Франции в 12-14 вв. на место сервов пришли виллана; в Англии вилланское крепостное держание (см. Вилланство) уступило с 15 в. место копигольду, и т. д. При этом сохранялась как поземельная зависимость (и вытекающие из нее поборы), так и сословная неполноправность крестьян. Сословная неполноправность выражалась и в подсудности крестьянина суду феодала, и в том, что с возникновением органов сословного представительства К. в подавляющем большинстве стран не получило права иметь своих представителей в этих органах (исключение представляли скандинав. страны, Тироль).
=====
К. считалось низшим, неполноправным сословием феод. об-ва и обычно вместе с низшими и средними слоями горожан причислялось к непривилегированному "податному" сословию.
=====
В целом наиболее суровые формы личной зависимости К. в странах Зап. Европы в осн. исчезли к 15 в. В Вост. и Центр. Европе, напротив, крепостное право в наиболее тяжелых формах приобрело особенно полное развитие только в последние столетия феод. эпохи в связи с новым значением, к-рое получило здесь крупное барщинное хоз-во (см. Крепостное право, "Второе издание крепостничества"); освобождение К. произошло здесь лишь в течение 19 в. путем проведения бурж.-помещ. реформ "сверху" (см. в ст. Аграрный вопрос — табл.: Важнейшие аграрные законодательные акты; ст. Крестьянская реформа 1861 в России). К. большинства стран Востока считалось юридически лично свободным (напр., по нормам мусульм. права). Однако и здесь в отд. периоды и в отд. р-нах отмечаются разл. формы прикрепления крестьян к земле или личности феодала с запрещением права перехода, прежде всего как фискальная мера (напр., в 13-14 вв. в р-нах монгольского завоевания, в 15-16 вв. в Османском гос-ве, в 16 в. в Японии, в 18. в. в ряде р-нов Индии). Своеобразной формой фактич. прикрепления крестьян к земле нередко служила община (с ее круговой порукой при уплате податей и др.).
=====
В качестве держателя — возделывателя земли крестьянин имел в своем распоряжении различный % всей земли — эта часть могла приближаться к 100% (если феодалы не вели своего хоз-ва) или составлять 50% и менее всей земли (при господстве барщинной системы). Держательские права крестьян на их наделы были очень многообразны — от краткосрочного арендного держания до бессрочного наследств. "владения", подчас напоминавшего полную собственность. Но наиболее типичным для развитого феодализма был крестьянин — наследств. владелец земли, к-рого обычно не имели права согнать с его надела, пока он несет повинности (платит подати); крайние формы феод. держаний получали наибольшее распространение в условиях роста товарного произ-ва. "Непрочные" виды крест. держаний позволяли феодалам увеличивать сумму поборов с держания (путем изменения условий "сдачи" земли), а при определенных экономич. условиях осуществлять сгон крестьян с их наделов и присоединение крест. наделов к своему хоз-ву (напр., т.н. Bauernlegen в Остэльбской Германии 17-18 вв.).
=====
Среди К. не существовало равенства наделов. Наряду с полнонадельными (а иногда и держателями неск. наделов) имелись держатели Ѕ ј 1/8 и менее наделов. От размеров надела зависел размер платежей и характер повинностей (напр., полнонадельные несли конную барщину, барщина малоземельных часто выражалась в ручных работах). Мн. малоземельные крестьяне работали по найму, занимались подсобными промыслами и т. д. (напр., англ. коттеры, рус. бобыли). Имуществ. дифференциация К.- частично очень давнего, дофеод. происхождения, частично же создавалась на протяжении феод. эпохи, заметно усиливаясь с переходом к ден. ренте, — ее господство сопровождалось появлением неимущих поденщиков, нанимавшихся за деньги к лучше обеспеченным крестьянам, все более выделявшимся из осн. массы К. В то же время имуществ. дифференциация К. в условиях феодализма не имеет экономически общего с капиталистич. клас. дифференциацией: К., несмотря на все имуществ. юридич. различия, до отмены феод. форм эксплуатации оставалось единым классом — классом феод.-эксплуатируемого К. Неравное положение разных групп К. вплоть до начала разложения феодализма благоприятствовало превращению деревенской верхушки в мельчайших эксплуататоров феодального (а не капиталистического) типа (мелкие вотчинники, сельские старосты, управляющие господскими имениями, министериалы и т. д.).
=====
Исходной и характернейшей формой общения и организации К. при феодализме являлась сел. община. Осн. типами крест. поселений были деревня (чаще на равнинах) и хутор (чаще в горных р-нах). Для феод. деревни нередко (напр., у слав. народов, у мн. народов Востока) было характерно относит. прочное сохранение кровно-родств. связей, сохранение патронимии и большой семьи. Обычай, старина — основа основ крестьянской обществ. психологии. Даже что-либо новое в жизни крестьянина психологич. оформлялось по принципу ссылки на отцов и дедов. Эта форма сознания отражала застойность феод. быта и в свою очередь тормозила его изменения. Но крестьянской психологии присуща и другая черта — бунтарский дух.
=====
Борьба К. против феод. гнета проходит сквозь всю феод. эпоху, принимая разл. формы. Попытки К. количественно уменьшить норму феод. эксплуатации путем увеличения производительности крест. труда, давая иногда врем. выигрыш К., в конечном счете были безуспешны для осн. массы К., т. к. они приводили лишь к качеств. перестройке этой эксплуатации. Но эта эко-номич. борьба двигала вперед экономич. историю феод. об-ва (именно в ее ходе происходило движение и смена форм феод. ренты). Открытое крест. сопротивление выражалось в трех осн. формах: частичное сопротивление (индивидуальный или коллективный отказ от выполнения того или иного требования; спор с господином по поводу отдельных прав и обязанностей); уход или бегство; восстание. Одним из величайших результатов крест. борьбы в форме уходов был рост городов, гл. часть населения к-рых составилась из бывших крестьян. Высшая форма крест. клас. борьбы — восстание. Крест. восстания часты в период раннего средневековья, представляя в это время выступления свободных общинников против закрепощения (Маздакитское движение конца 5-6 вв. в Иране, восстание Фомы Славянина 9 в. в Византии, Стеллинга восстание 841-43 в Саксонии). Новый подъем крест. восстаний в Зап. Европе, начавшийся с 14 в., соответствовал новому этапу клас. противоречий в феод. об-ве (восстание Дольчино в Италии, Жакерия во Франции, восстание Уота Тайлера в Англии, гуситское революционное движение в Чехии, Крестьянская война 1524-25 в Германии и др.). Усиление феод. гнета в странах "вторичного закрепощения" вызвало в 17-18 вв. волну крест. восстаний в России (И. И. Болотникова, С. Т. Разина, Е. И. Пугачева), Чехии (1680, 1775 и др.), Венгрии. К этому же времени относится подъем крест. движения во мн. странах Востока (Крест. война в Китае под рук. Ли Цзы-чэна 1628-45, восстания джеляли в Османской империи, сикхов, джатов в Индии и др.). В восстаниях, начиная с Дольчино, наблюдаются идейные усилия оправдать восстание как справедливое, законное дело, осуждение в принципе эксплуатации, гнета, неравенства. В ходе крест. борьбы порождались смутные чаяния утопического коммунизма, облеченного в большинстве случаев в теологическую форму, хотя в своих высших проявлениях (Ж. Мелье, рус. революц. демократы) выступавшего и в форме воинствующего атеизма. Крест. утопич. коммунизм всегда был в той или иной мере срощен с крест. уравнительной психологией. Борьба за сохранение и умножение личной трудовой собственности, отрицание правомерности нетрудовой феод. собственности — единственное объективное содержание крест. сопротивления и крест. общественного сознания в феодальном обществе. Но крестьяне, прежде всего в силу своей распыленности как мелкие производители, не могли иметь ясной программы действий и создать сильную и единую организацию для борьбы. Однако с того момента, как в недрах феод. об-ва появился и б. или м. созрел капиталистич. уклад, крест. борьба против феод. эксплуатации уже не являлась такой бесперспективной. Будучи возглавлена буржуазией, а затем, в новых ист. условиях, пролетариатом, антифеод. борьба К. сыграла выдающуюся роль в большинстве буржуазных революций, К. являлось их важной движущей силой.
=====
Ликвидация строя феод. агр. отношений означала для К. ликвидацию, с одной стороны, характерной для феодализма системы "наделения" крестьян землей и, с другой — ликвидацию отношений личной зависимости К. К первому вели два крайних (и противоположных по значению для К.) пути. Один путь — превращение крестьянина из феод. держателя своего зем. участка в мелкого собственника своей земли (после того как революц. путем или посредством выкупа отменялись, прекращались феод. платежи и повинности крестьян). Другой путь — ликвидация системы "наделения" крестьян землей путем экспроприации крупными зем. собственниками земли крестьян, их обезземеление. Первый путь, за к-рый боролось К. в бурж. революциях, осуществился, напр., в ходе франц. бурж. революции конца 18 в. Второй путь характерен для Англии, где К. в 16-18 вв. было постепенно экспроприировано (см. Огораживания) и исчезло как класс. Но наиболее исторически часто встречающийся путь — это мучительная для К. медленная ликвидация строя феод. агр. отношений при развитии капитализма в с. х-ве по т. н. "прусскому пути" (в Вост. Германии, б. ч. России и мн.др. странах). Здесь К. за личное освобождение должно было отдать помещикам значит. часть земли и внести огромные ден. платежи (Крестьянская реформа 1861 в России, реформы 1-й пол. 19 в. в Пруссии, реформа 1864 в Румынии и др.) — в руках помещиков осталась осн. масса земли, а крестьяне, хотя и превратившиеся постепенно в собственников своих наделов (нередко весьма урезанных), но страдавшие от малоземелья, вынуждены были наниматься к помещику на кабальных условиях аренды. Для большой части стран характерно более или менее длит. сохранение полуфеодальных форм эксплуатации К. и в условиях капитализма, переплетение их с эксплуатацией капиталистической.
=====
С проникновением в с. х-во капиталистич. отношений положение К. и судьба крестьян. зем. собственности начинают все более определяться капиталистич. законом концентрации произ-ва. Представляя часть мелкой буржуазии, слой мелких собственников-товаропроизводителей, К. в результате капиталистич. дифференциации распадается на три различные по своему классовому положению группы: мельчайших и мелких крестьян; крестьян-середняков; крупных крестьян — крестьянскую буржуазию (см. В. И. Ленин, Соч., т. 31, с. 130-34). Мельчайшие и мелкие крестьяне ведут мелкое парцеллярное х-во на собственной или арендованной земле и вынуждены, как правило, в большей или меньшей степени прибегать к продаже своей рабочей силы. Они представляют собой пролетариев с наделом или полупролетариев. Средние крестьяне обладают х-вом, к-рое позволяет им жить исключительно за счет доходов от х-ва, т. е. не продавая своей рабочей силы. Часть середняков, в особенности в период полевых работ, прибегает иногда к наемному труду. Крупные крестьяне, крест. буржуазия, постоянно эксплуатируют наемный труд, в частности труд крест. бедноты. Вместе с тем они сами, а также члены их семей работают в х-ве. Процесс капиталистич. концентрации произ-ва, эксплуатация трудящегося К. капиталом, крупным землевладением, бурж. гос-вом (ипотеки, ростовщичество, гос. налоги, арендная плата и т. д.) ведет к размыванию середняцкого слоя К, и ко все большему усилению двух крайних полюсов деревни — сел. пролетариев и полупролетариев, с одной стороны, крест. буржуазии — с другой. Происходит сокращение числа крест. х-в (их численное увеличение в нек-рых странах и в нек-рые периоды происходило за счет все большего раздробления, парцелляции) и уменьшение % дерев. населения. Разоряющиеся крестьяне оставляют деревни, устремляясь в город (или эмигрируя в другие страны) в поисках работы — пролетаризация К. служит источником формирования фабричного пролетариата. Однако поскольку проникновение капи-талистич. отношений в с. х-во и процесс концентрации с.-х. произ-ва происходил значит. медленнее, чем в пром-сти, К. и в капиталистич. об-ве продолжало длит. период составлять весьма значительный (хотя и неизменно сокращающийся) слой населения.
=====
Борясь за свои интересы, пытаясь "выжить" в конкурентной борьбе, К. создало свои объединения — возникла крест. кооперация (см. в ст. Кооперирование сельского хозяйства), крест. партии. Однако в условиях капитализма в этих крест. объединениях, как правило, ведущую роль приобрело зажиточное К., его бурж. элементы; крест. буржуазии, а также аграриям-помещикам, использовавшим растущую эксплуатацию К. со стороны капиталистич.. города и выдвигавшим демагогич. лозунги: "деревня — одна семья", "город — враг деревни", чаще всего удавалось подчинить крест. партии и организации своему влиянию.
=====
При капитализме экономич. природа К. двойственна: крестьянин выступает и как трудящийся, и как собственник. Отсюда "крестьянин своим экономическим положением... поставлен так, что он либо идет за рабочим, либо за буржуазией. Середины нет" (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 340). В странах Зап. Европы в эпоху ранних бурж. революций сложился союз К. с буржуазией. Этот союз укрепил в К. те элементы, те стороны и тенденции, к-рые были близки буржуазии (мелкобурж., собственнические). В первых ист. битвах пролетариата против буржуазии в Зап. Европе К. оказалось в лагере его противников, оставаясь резервом буржуазии. Оно служило для буржуазии даже политич. противовесом пролетариату (см., напр., Бонапартизм). Буржуазия, играя на собственнических настроениях К., разжигала недоверие крестьян-собственников к рабочим, изображала социалистов как сторонников "дележки", как горожан, покушающихся на крест. собственность, и т. д. Широко использовался и коренившийся в изолированности деревенской жизни консерватизм крест. психологии, политич. инертность, приверженность к религии и т. д. Однако коренные интересы рабочего класса и К. в капиталистич.. об-ве в осн. совпадают:"...эксплуатация крестьян отличается от эксплуатации промышленного пролетариата лишь по форме. Эксплуататор тот же самый — капитал" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 85-86). Это составляет экономич. основу возможности установления союза рабочего класса и крестьянства при капитализме. В этом союзе руководящая роль может принадлежать только рабочему классу: являясь в своей массе революц. силой, К. вместе с тем проявляет на тех или иных этапах клас. борьбы колебания, нерешительность, обусловленные его двойств. природой.
=====
Возможность установления и упрочения союза рабочего класса и К. возрастает в условиях империализма, особенно в совр. эпоху. Переход к монополистич. капитализму повлек за собой быстрое ухудшение положения осн. массы К. в связи с гнетом монополий, обострением конкуренции на рынке с.-х. товаров, агр. кризисами, ростом арендной платы, налогов, империалистич. войнами и т. д. В условиях технич. прогресса все сильнее обнаруживаются экономич. преимущества крупного с.-х. произ-ва перед мелкокрестьянским, теряющим свою самостоятельность. К. все в большей мере становится объектом эксплуатации со стороны монополий, к-рые присваивают не только прибавочный, но и часть необходимого труда мелких с.-х. производителей, вынуждая их сбывать свою продукцию по крайне низким и покупать пром. товары по завышенным ценам. Ипотечные банки, банки краткосрочного кредита, страховые компании опутывают К. сетями задолженности и финанс. зависимости. Активную роль в процессе разорения К. играет совр. бурж. гос-во. Гос. мероприятия в с. х-ве, осуществляемые под видом помощи "трудовым семейным хозяйствам", в действительности распространяются гл. обр. на капиталистич. х-ва. Если в этих условиях трудящимся крестьянам удается избежать прямого разорения, оттянуть его, то лишь ценой крайнего напряжения сил, вовлечения в произ-во всех членов семьи, отказа от удовлетворения самых необходимых потребностей. Разорение К., усилившееся после 1-й мировой войны, особенно в период мирового экономич. кризиса 1929-1933, принимает масштабы массовой экспроприации после 2-й мировой войны. В ФРГ с 1949 по 1964 было ликвидировано св. 507 тыс. крест. х-в, во Франции с 1954 по 1962 разорилось 242 тыс. х-в. В США с 1955 по 1959 число ферм сократилось на 1100 тыс., т. е. на 22,6%. За последние 10-15 лет в связи с технич. прогрессом и гнетом монополий агр. население стало резко сокращаться. В совр. Зап. Европе К. составляет менее ј-1/5 всего населения. Правящие круги бурж. гос-в открыто проводят курс на ликвидацию "неэффективных" х-в, т. е. по существу большинства крест. х-в, ускоряя путем ряда законодат. мероприятий процесс концентрации произ-ва в с. х-ве (США, Франция, ФРГ, Испания, Швеция, Норвегия и др.). Острие крест. движения в капиталистически развитых странах направлено в совр. условиях против гнета монополий и гос.-монополистич. капитализма, а в странах со значит. феод. пережитками — также против остатков феодализма (прежде всего — против крупного помещичьего землевладения). Особенно значительным крест. движение за последние десятилетия было во Франции, Италии, Японии. Во Франции, напр., в 1959-60, летом 1961 и осенью 1964 в крест. движении участвовали сотни тыс. земледельцев и с.-х. рабочих. Появились новые формы крест. движения: заграждение авто- и ж.-д. магистралей, строительство баррикад, массовые манифестации и т. д. К. выступает против антикрест. политики господств. класса, за решение зем. вопроса в свою пользу, за снижение арендной платы, налогов и т. д. В борьбе против гнета монополий, за демократич. права и свободы складываются благоприятные возможности для создания и укрепления союза рабочего класса и К.- основы широкого демократич. антимонополистич. фронта. Коммунистич. и рабочие партии ведут последоват. борьбу за удовлетворение насущных требований трудового К. Они опираются на наиболее эксплуатируемые прослойки К. и прежде всего на беднейших крестьян (арендаторов и собственников), на мелких испольщиков, на крестьян, вынужденных работать "на стороне" (на пром. предприятиях, транспорте и т. п.). В то же время они считают, что в антимонополистич. борьбу могут быть вовлечены не только мелкие и средние, но и зажиточные слои К. Большое внимание они уделяют деятельности в массовых крест. объединениях (крест. организациях, кооперации, кассах взаимопомощи и др.).
=====
Крестьянство в экономически слаборазвитых странах в новое и новейшее время. Большинство стран Азии, Африки и Лат. Америки в период нового времени оказалось в колониальной (или полуколониальной) зависимости. В тех из этих стран, где ко времени установления этой зависимости класс феод.-зависимого К. сформировался, непосредств. результатом ее было возрастание, утяжеление феод. эксплуатации. Постепенно были окончательно экспроприированы в пользу феод.-помещичьего класса владельческие права крестьян; ср.-век. феод. держание различных групп К. заменялось отношениями бесправной феод. аренды. Особенно интенсивно этот процесс протекал в странах, попавших в прямую колониальную зависимость, где разрушение сельской общины ускорилось агр. законодательством колониальных властей (напр., Индия). В эпоху первонач. накопления и пром. капитализма взимание с К. гос. ренты-налога (шедшего отныне в пользу страны-колонизатора и значительно увеличенного) было гл. формой колониальной эксплуатации К. Колониальные власти, заинтересованные в регулярном поступлении взвинченного зем. налога (напр., в Индии), а также в выращивании ценных экспортных культур (напр., на Яве), вводили элементы крепостной зависимости путем установления системы принудит. обработки земли.
=====
В тех странах и р-нах, где ко времени колониального завоевания все еще господствовали родоплеменные отношения (большинство р-нов Тропической Африки), установление колониального господства привело к ускорению процесса их разложения и возникновению феод.-зависимого К., попадавшего под двойной гнет — колонизаторов (прибегавших к докапиталистич. формам эксплуатации К.) и феодализировавшейся родоплеменной верхушки.
=====
Развивавшаяся эксплуатация деревни как источника сырья, а затем и рынка сбыта европ. товаров приводила к росту товарно-ден. отношений и усилению роли в деревенской экономике торг. и ростовщич. капитала — торгово-ростовщич. эксплуатация К. становится важнейшим элементом всей системы взимания колониальной дани. Массовое разорение, часто повторявшиеся голодовки, уносившие миллионы жертв, — таковы были для К. колониальных стран последствия установления колониального господства. В 18 — 1-й пол. 19 вв. К. составило осн. силу сопротивления колониальной агрессии, организованного местными феодалами. На усиление колониального и феод. гнета К. ответило все учащавшимися выступлениями, вылившимися в сер. 19 в. в грандиозные восстания, прокатившиеся по мн. странам В. (Индийское народное восстание 1857-1859, Бабидские восстания 1848-52 в Иране, Тайпинское восстание 1851-64 в Китае и др.). Клас. борьба К., носившая антифеод. и антиколониальный характер, часто проходила в форме религ.-сектантских движений.
=====
Насаждение в колониях капиталистич. х-в, принадлежавших европ. колонизаторам, сопровождалось насильств. экспроприацией земли у землепользователей — крестьян и родоплеменных групп и объединений; часть экспроприированного К. превращалась в с.-х. пролетариат. Однако феод. и полуфеод. отношения продолжали господствовать в деревне, крест. докапиталистич. аренда земли, представлявшая осн. форму крест. землепользования и гл. форму феод.-помещичьей эксплуатации К. (при сохранении феод.-помещичьей зем. монополии), оставалась осн. типом хозяйствования на земле вплоть до нач. 50-х гг. 20 в. Социальное расслоение К. в 19 — 1-й четв. 20 вв. также в осн. продолжало сохранять докапиталистич. характер.
=====
Проникновение капиталистич. отношений в деревню (особенно ускорившееся в годы 2-й мировой войны и в послевоен. период) и здесь вызывает капиталистич. дифференциацию К. Крест. беднота (мелкие собственники и арендаторы), составляющая в различных странах 50-90% всего К., — гл. источник формирования сел. пролетариата. В большинстве стран В. осн. формой, в к-рой развивается процесс пролетаризации крестьян-арендаторов, является издольщина, осн. масса издольщиков — это непосредств производители, почти полностью свободные от средств и орудий произ-ва и по своему положению приближающиеся к батракам. Масса с.-х. пролетариата социально и политич. еще не отдифференцировалась от К. При массовой пролетаризации К. кулацкая прослойка в этих странах по сравнению с развитыми капиталистич. странами относительно слаба. Для зажиточного К., являющегося носителем не только и часто не столько промышленного, сколько низших форм капитала — торг. и ростовщич., — характерно сочетание капиталистич. и феод. методов ведения х-ва. К. колониальных и зависимых стран, заинтересованное в уничтожении колониализма, упразднении феод. порядков и пережитков, проведении радикальных агр. преобразований, явилось важнейшей движущей силой национально-освободительных революций, размах и глубина к-рых во мн. зависят от размаха крест. борьбы, от установления союза рабочего класса и К.
=====
После достижения большинством стран Азии и Африки политич. независимости и в результате проведенных агр. реформ крест. землевладение в этих странах расширилось (за счет ограничения феод.-помещичьего землевладения), увеличилось число крестьян-собственников, положение массы К. неск. улучшилось. Но осн. результатом проведения агр. реформ было в большинстве стран ускорение проникновения капиталистич. отношений в с. х-во, ускорение процесса клас. дифференциации К., укрепление кулацкой прослойки. В ряде стран (ОАР, отдельные р-ны Индии, Бирмы, Сирии) крест. верхушка стала гл. эксплуататорским элементом в деревне. Эти изменения в расстановке клас. сил в деревне затруднили в большинстве стран создание единого крест. фронта по коренным вопросам — борьбы за землю, за лучшие условия аренды и найма. Наблюдающийся повсеместно на В. с сер. 1950-х гг. спад организованного крест. движения — результат отхода кулачества от общекрест. фронта борьбы. Компартии и массовые крест. орг-ции этих стран в изменившихся условиях сочетают тактику единого фронта (по вопросам борьбы с эксплуатацией всего К. гор. буржуазией через механизм рынка, кредитные учреждения и т. п.) с тактикой организации бедняцких, полупролетарских и пролетарских масс, при нейтрализации кулачества, в борьбе за землю и полную ликвидацию феод. пережитков. Борьба за по