Новая философская энциклопедия
КОЗЛОВ Алексей Александрович [8(20) февраля 1831, Москва – 27 февраля (12 марта) 1901, Петербург] – русский философ, публицист. Окончив историко-филологический факультет Московского университета в 1854, преподавал словесность; в 1876–87 приват-доцент, затем профессор Киевского университета. В 1885–87 издавал первый русский философский журнал «Философский трехмесячник», а в 1888–98 – философский сборник «Свое слово». Основные труды: «Философские этюды» (ч. 1–2. К., 1876–80), «Философия как наука» (К., 1877), «Философия действительности. Изложение философской системы Дюринга с приложением критического обзора» (К., 1878). Автор теории «панпсихизма», положившей начало развитию в России персонализма [ПЕРСОНАЛИЗМ]. Согласно его концепции, идея «я», человеческой субъективности, или духовной субстанции, не зависящей от пространственно-временных измерений и причинной обусловленности, является основополагающим принципом онтологии, ибо бытие есть деятельность и содержание таких субстанций. В персонализме Козлова окружающая действительность оказывается проекцией вовне актов сознательной, эмоциональной и волевой активности человека, синтезом как данных, так и только возможных в представлении феноменов. Помимо «определенного бытия» как результата деятельности индивидуальных субстанций существует «нечто трансцендентное» как основа, непознаваемый Абсолют, соотносящийся с миром как бесконечное с конечным и являющийся первоосновой единства всех субстанций. Для человека эта связь непостижима, он может лишь стремиться понять ее с помощью наук о человеческом духе, которые, в отличие от естествознания, наиболее близки идеям свободы воли и сознания как определяющим свойствам субстанций. Выдвижение теории и неограниченной, и самопроизвольной творческой активности человеческого духа, направленного не на рациональное познание, а на сотворение мира, сближает «монистический плюрализм» Козлова с концепциями А.Шопенгауэра и А.Бергсона. В этике Козлов полагал необходимым разделять стремление к счастью, в основе своей метафизическое, и желание реализовать эту идею, вырождающееся в бесплодную борьбу за личное благо. Жизненным идеалом является не счастье, а выполнение нравственного долга, понимаемого как творческая активность.
Сочинения:
1. Религия гр. Л.Н.Толстого, его учение о жизни и любви. СПб., 1896.
Литература:
1. Лосский Н.О. Козлов и его панпсихизм. – «Вопросы философии и психологии», 1901, № 3;
2. Аскольдов С.А. А.А.Козлов. М., 1912;
3. Зеньковский В.В.История русской философии. Л., 1991, т. 2, ч. 1, с. 177–187.
Л.Р.Авдеева