Советская историческая энциклопедия
Страна на В. Азии, занимающая Кор. п-ов, прилегающую часть материка и ок. 3,5 тыс. близлежащих небольших островов. На С., по pp. Амноккан и Туманган, К. граничит с КНР, на небольшом участке — с СССР, на В. омывается Японским м., на 3. — Желтым м., на Ю.-В. отделена от Японии Корейским прол. Площ. 223,8 тыс. км2. Нас. ок. 37,5 млн. чел. (1963). Осн. население — корейцы (не менее 98%). Язык — корейский. Осн. религии — буддизм, конфуцианство.
—***—***—***—
Исторический очерк
=====
Марксистское изучение истории К. началось сравнительно недавно (по-настоящему лишь после освобождения К. Сов. Армией в 1945). В марксистской историографии большое внимание уделяется изучению вопросов периодизации истории К. в соответствии со сменой общественно-экономич. формаций. Однако полного единства мнений по вопросам периодизации среди историков пока нет. Лишь примерно можно выделить в истории К. следующие осн. периоды: 1) Первобытнообщинный строй. 2) Формирование клас. общества и первые гос. образования. 3) Период раннего феодализма (первые века н.э.-7 в.).4) Период развитого феодализма (8 — конец 18 вв.). 5) К. с кон. 18 в. до 1910 — поздний феодализм и зарождение капиталистич. отношений, начало колониального закабаления К. 6) К. в период колониального господства япон. империализма (1910-45). Этот период, характеризующийся в социально-экономич. отношении уродливым развитием капитализма при сохранении значит. феод. пережитков, делится на подпериоды: К. в 1910-17- установление япон. колониального режима; К. в 1918-45-нарастание в стране нац.-освободит. борьбы. 7) К. в 1945-48. Освобождение К., открывшее перед страной путь демократич. развития. Революц. преобразования в Сев. Корее. Создание амер. оккупац. властями и южнокор. реакционерами антинар. режима в Юж. К. Образование Корейской Нар.-Демократич. Республики (КНДР). 8) Строительство социализма в КНДР. Превращение Юж. К. в воен. плацдарм США.
=====
Первобытнообщинный строй. С глубокой древности человек обитал на терр. Кор. п-ова. В 1963 здесь впервые обнаружены кам. орудия палеолитич. типа (открытие в Кулпхо — уезд Унги, пров. Хамгён-Пукдо). Материалы новейших археол. исследований, особенно в КНДР, дают представление об осн. этапах развития производит, сил в период первобытнообщинного строя в К. Изучение неолитич. стоянок на горе Кунсан (уезд Ончхон, пров. Пхёнан-Намдо), в дер. Читхамни (уезд Понсан, пров. Хванхэ-Пукдо), а также в Чхон-чжине, Унги и ряде районов южной части К. свидетельствует о распространении в К. неолитической культуры за 2-3 тыс. лет до нач. нашей эры. Памятники типичной для кор. неолита т. н. кунсанской культуры позволяют сделать вывод не только о занятиях жителей охотой и рыболовством, но и о зачатках земледелия и ремесла. Неолиту соответствовала организация общества в виде матриархального родового строя. Появление бронзы в К. совр. кор. археологи датируют концом 2-го тыс. до н. э., отмечая, что обнаруженные на кор. терр. бронз. топоры, долота, кинжалы, копья и др. предметы имеют общие черты с бронз. культурой ряда р-нов Сибири, Монголии и Китая. Характерными для периода бронзы в К. являются мегалитич. памятники — т. н. стоячие (сондол) и лежачие (на больших подставках) камни (коиндол), поставленные на местах погребений. С началом применения бронзы связано дальнейшее усовершенствование способов охоты, рыболовства и земледелия, развитие скотоводства (приручение свиней и др.). Возрастание роли мужчин в х-ве с развитием земледелия и скотоводства подготовило переход к патриархальному роду в период бронзы. Появление железа в К. датируется сер. 1-го тыс. до н. э. (по археол. находкам в Мусане).
=====
С применением жел. орудий, открывших широкие возможности для развития производит, сил, возникли предпосылки постепенного разложения первобытнообщинных отношений у кор. племен.
=====
Формирование классового общества и первые государст- венные образования. Отсутствие письм. первоисточников местного происхождения сделало затруднительным -определение как времени возникновения и местонахождения первых гос-в в К., так и их социально-экономич. сущности.
=====
В 30-х гг. 20 в. появились первые работы (напр., Пэк Нам Ун, Тёсэн сякай кэйдзай си (Социально-экономическая история Кореи), Токио, 1933, и др.), авторы к-рых пытались осмыслить историю К. в свете марксистского учения о смене общественно-экономич. формаций. Тогда был выдвинут тезис о рабовладельч. характере трех гос-в (Когурё, Пэкче и Силла), сложившихся на терр. Кор. п-ова в нач. нашей эры. Позже мн. кор. историки стали оспаривать этот тезис, считая эти 3 гос-ва раннефеодальными и допуская возможность того, что К. миновала стадию рабовладельч. общества. В последнее время историки КНДР развивают положение о том, что эпоха рабовладельч. строя предшествует периоду 3 гос-в. Задолго до нач. н. э. древнекор. племена, по мнению совр. кор. историка Ли Чжи Рина ("Кочосон ёнгу" ("Исследование Древнего Чосона"), Пхеньян, 1963), создали 3 гос-ва, из к-рых 2 (Чосон и Пуё) находились за пределами Кор. п-ова, а третье (Чин) — на терр. совр. К. (к Ю. от р. Амноккан). Ли Чжи Рин полагает, что Древний Чосон находился к 3. от р. Ляохэ и занимал земли вдоль северного побережья Бохайского (Чжилийского) зал. Др. кор. историки считают, что Древний Чосон занимал обширную территорию бассейра р. Ляохэ и сев.-зап. части Кор. п-ова. В книге Ли Чжи Рина утверждается, что Древний Чосон уже к 4 в. до н. э. представлял могущественное рабовладельч. государство, граничившее с кит. гос-вами (тогда Янь). Эта точка зрения значительно отличается от прежних взглядов кор. историков. Так, в первом издании "Чосон тхонса" ("История Кореи", т. 1, Пхеньян, 1956) Чосонская держава рассматривалась как союз племен периода разложения первобытнообщинных отношений. Вопрос о местонахождении центра этой державы и времени ее возникновения пока еще остается невыясненным.
=====
В древнекит. источниках подробно рассказывается о войнах Чосона с кит. гос-вами Янь, Цинь и Хань. В 108 до н. э. Чосон был завоеван Ханьской династией, к-рая учредила округа Аннан (Лолан), Хёнтхо (Сюаньту) и др. В процессе борьбы с кит. завоевателями и вытеснения ханьских округов выросли в нач. н. э. корейские гос-ва (Когурё и др.), рассматриваемые в совр. историографии как раннефеодальные.
=====
Период раннего феодализма (первые века н. э. — 7 в.). Материальной предпосылкой возникновения феодализма был прогресс в области производит, сил — повсеместное применение жел. орудий и использование крупного рогатого скота в качестве тягловой силы, поливное земледелие и культивирование риса, развитие шелководства и ткачества, усовершенствование техники выплавки и обработки металла. О высоком уровне бронз. литья и ювелирном иск-ве дают представление художеств, изделия из могильных курганов, массивные колокола и др. археол. памятники периода трех ран-нефеод. гос-в: Когурё, Пэкче и Силла.
=====
Точная датировка времени возникновения этих гос-в затруднительна, т. к. позднейшие корейские источники (самым ранним из сохранившихся письм. памятников являются "Самгук саги" — "Ист. записи трех государств" Ким By Сика, составленные в 12 в.) при освещении истории раннего периода оперируют понятиями своего времени и модернизируют на феод. лад дофеод. древность, допуская хронологич. смещение событий. Эти недостатки присущи и кит. источникам, в к-рых более или менее детальное описание кор. населения появляется лишь в кон. 3 в. н. э. ("Сань го чжи" — "История троецарствия"). Описание т. н. вост. варваров в "Сань го чжи" свидетельствует о появлении классов у развитых племен сев. части К. (когурё и др.), о зарождении эксплуатации и форм зависимости одних племен от других (емэк и окчо от когурё), а также о начавшейся имуществ. дифференциации среди населения юж. части К., где, видимо, сохранились союзы (Махан, Чинхан и Пёнхан) родоплеменных общин, к-рых насчитывалось ок. 80. Складывание гос-ва на С. и на Ю. происходило гл. обр. в процессе подчинения развитыми племенами и общинами (Когурё, Пэкче, Capo, или Силла) своих близких и дальних соседей, земли к-рых или захватывались, или оставлялись в качестве зависимых владений данников. Первой формой эксплуатации, очевидно, явился сбор дани у покоренных племен. Складывающаяся гос. орг-ция служила целям подавления покоренных общин и бедноты в своих общинах, к-рая сливалась в общую массу податного населения (в виде подданных короля — вана), обязанного платить поземельные и подворные налоги, нести воинские и трудовые повинности. Имущая аристократия, как господствующего племени, так и покоренных общин, формировалась, как правило, в один господств, класс. Хотя гос-во являлось гл. собственником земли (и основным орудием эксплуатации), зарождались и такие формы крупного землевладения, как кормовые округа (сикып), раздаваемые ваном своим военным слугам с правом сбора соответствующего поземельного налога (ренты).
=====
Для упрочения своих позиций господств, класс новообразовавшихся гос-в заимствовал из феод. Китая адм. ин-ты и религ.-идеологич. системы — конфуцианство и буддизм. Буддизм был признан офиц. религией в Когурё и Пэкче в 4 в., а в Силла в 6 в. С расширением терр. Когурё, Пэкче, Силла и Кая (на юге), когда установились между ними общие границы, началась борьба за влияние на всем Кор. п-ове. Гос-во Когурё, занявшее к 5 в. обширную терр. к В. от р. Ляохэ и верховьев Сунгари и всю сев. часть Кор. п-ова (до устья р. Ханган), стало теснить Пэкче, заставляя отступать на Ю.-З. Пэкче заключило союз с Силла, усилившейся в течение 6 в. В 551 союзникам удалось вытеснить Когурё из басе. р. Ханган. Но возвращенные земли Пэкче захватила Силла и т. о. вышла к зап. побережью. Одновременно Силла расширила свои владения на Ю. (за счет Кая) и на С.-В. Объединившая Китай династия Суй (581-618) неоднократно стремилась завоевать Когурё. Самым крупным был поход 612, когда суйский имп. Ян-ди двинул миллионную армию (всего же в походе участвовало до 3 млн. чел.), но потерпел тяжелое поражение. Правители династии Тан, сменившей династию Суй, с 644 предприняли несколько крупных походов против Когурё, но успехов не имели. Когурё тем временем усилило воен. действия против Силла, являвшейся союзницей Танской империи. Силла вынуждена была обороняться и от Пэкче, к-рое стремилось вернуть потерянные земли. Тогда союзники (Силла и Тан) решили разбить своих противников поодиночке. Сначала объединенные силы танских и силланских армий обрушились на Пэкче и разгромили его (660), а затем в 668 они покорили и Когурё. Танские завоеватели надеялись сохранить за собой б. земли Пэкче и Когурё (для этого учредили здесь свои наместничества), но натолкнулись на упорную освободит, борьбу нар. масс, поддержанную гос-вом Силла. Между бывшими союзниками возник воен. конфликт. Гос-ву Силла удалось объединить большую часть полуострова, всю терр. к Ю. от р. Тэдонган.
=====
В трех гос-вах, родственных по этнич. составу и языку, развивалась самобытная культура, оказавшая важное влияние на формирование последующей нац. культуры. На базе кит. иероглифов в Силла в 5-7 вв. была разработана оригинальная система письма ("иду"). В период трех гос-в возникли первые школы для подготовки гос. чиновников. О зачатках науч. исследований говорят остатки астрономич. обсерватории (Чхомсондэ) в столице Силла. Об уровне архитектуры и изобразит, иск-ва дают представление гробницы когурёской знати в р-не Кансо, Анак и др. Особенно замечательны фрески на стенах этих гробниц. Кор. культура трех гос-в оказала важное влияние на формирование раннефеод. культуры в Японии.
=====
Период развитого феодализма (8 — конец 18 вв.). В объединенном гос-ве Силла сложились в осн. характерные черты феод. строя в К. Прекращение длившихся десятилетиями войн благотворно сказалось на экономия, развитии страны. Успехи орошаемого земледелия, подъем ремесел (осн. формой было казенное ремесло подневольных мастеров) сделали возможным развитие торговли. Изделия силланских ремесленников и разнообразные продукты промыслов находили сбыт далеко за пределами Силла. В форме гос. собственности на землю осуществлялось господство феодалов над всем крестьянством. Регулярное поступление феод. ренты со всех земель обеспечивал централизованный гос. аппарат. К сер. 8 в. было установлено адм. деление на 9 областей (чу, из которых 3 образованы из исконно силланских земель, 3 — из бывших когурёских и 3 — из бывших пэкческих), 5 столиц (наместничеств), на округа (кун) и уезды (хён) во главе с назначенными из столицы управителями. Была создана гос. высшая школа (кукхак, в 682), введены экзамены на занятие должностей.
=====
В рамках государственной (в лице вана) собственности на землю предусматривались раздача крестьянам наделов (т. н. солдатских полей — чончжон), как при танской надельной системе в Китае, а также крупные феод. зем. держания в форме зем. жалований гражд. и воен. чинам (мунму кваллёчжон) или кормовых округов (сигып) с правом сбора ренты-налога. С увеличением зем, раздач чиновникам и духовенству, ростом числа самостоят. феод. х-в (чанвон) происходило ослабление централизованного гос-ва, а с нач. 9 в. наступило феод. раздробление страны. Закрепощение крестьян феодалами (с помощью гос-ва) повело к крупным вооруж. крест. выступлениям с сер. 9 в. Одновременно усилились междоусобные феод. распри, приведшие к распаду единого гос-ва на борющиеся между собой уделы. Правители гос-ва Силла к кон. 9 в. сохранили лишь небольшой р-н вокруг столицы Кымсон (Кёнчжу). Им противостояли более могуществ. феодалы, провозгласившие себя независимыми гос-вами. На С., в р-не Чхорвона, образовалось гос-во Мачжин (в 904, с 911 переименован в Тхэбон) во главе с Кунъе, а на Ю.-З. один из местных феодалов — Кёнхвон (или Чинхвон) объявил (в 900) о возрождении Пэкче, назвав свое владение Хупэкче (Позднее Пэкче).
=====
Период объединенного гос-ва Силла явился важным этапом не только в утверждении феодализма, но и в развитии культуры: сформировался единый язык корейской народности, произошел синтез культур трех раннефеодальных государств. Шло дальнейшее распространение буддизма и конфуцианского образования, поддерживались тесные культурные связи с Танской империей. В эту эпоху жил известный ученый и литератор Чхве Чхи Вон (857-951); силланский монах Хечхо (8 в.) совершил паломничество в Сев. Индию и Иран и по возвращении составил "Рассказ о посещении пяти индийских царств" ("Вано чхончхук-кук чон"). К выдающимся памятникам изобразит, иск-ва относится изваяние Будды в пещерном храме Соккурам (8 в., совр. Кёнчжу). Кам. пагода Таботхап в монастыре Пульгукса и др. пагоды дают представление о силланском зодчестве. Изображение Будды из храма Пунхванса, бронзовый колокол храма Бондоксаидр. свидетельствуют о высоком мастерстве бронз. литья.
=====
Крест, восстания и усилившаяся внеш. опасность (прежде всего с возникновением державы киданей на С.) побудили феодалов к консолидации своих сил. В 10 в. новое объединение страны осуществил основатель гос-ва Корё Ван Гон, к-рому удалось подчинить всех феодалов страны и добиться признания ими его верховенства. При Ван Гоне много было сделано для обеспечения безопасности от внеш. врагов. Вместе с тем еще сохранялась значит. самостоятельность местных феодалов. К кон. 10 в. (при ванах Кёнчжоне и Сончжоне) вполне сложилось централизов. феод. гос-во, материальную основу к-рого составляла верховная гос. собственность на землю, определенная законом 976 о чиновных наделах полями и пустошами (Чонсиква). По этому закону предусматривалось занесение всех земель в гос. реестр (для обложения налогами), а также наделение землей всех военных и чиновных слуг короля в соответствии с их рангами. В результате местные феодалы были признаны держателями гос. земли, а не полноправными хозяевами.
=====
Создание централизов. гос-ва позволило корёским феодалам успешно отразить нашествия киданей (в 993, 1010-11 и 1018-19). Выдающуюся роль в борьбе с киданьскими завоевателями сыграл полководец Кан Гам Чхан. Объединение страны благотворно сказалось на развитии экономики. Расширению посевных площадей способствовали льготы за распашку заброшенных полей, а также гос. ссуды в р-нах, пострадавших от нашествий. Развивались ремесла (произ-во бумаги, фарфора, тканей, металлич. и др. изделий) и торговля, находившиеся под строгим контролем феод. гос-ва. О размахе внутр. торговли говорят обширные рынки в Кэгёне и провинц. центрах. Появилась металлич. монета. Коре вело оживленную внеш. торговлю с сунским Китаем, чжурчжэнями и Японией. Сюда приезжали купцы даже из Ирана (в 1024 и 1040).
=====
2-я пол. 11 я нач. 12 вв. отмечены наибольшим расцветом культуры Коре. С потребностями централизов. гос-ва было связано введение гос. экзаменов (с 958) и открытие конфуцианской высшей школы (кукчагам, в 992). Конфуцианские ученые создавали и частные школы. В этот период особенно возросла роль буддизма как гос. религии. Со строительством буддийских монастырей (таких, как Хынванса) было связано развитие архитектуры, скульптуры и прикладного иск-ва. Монументальные издания полного свода буддийских канонов ("Тэчжангён") потребовали развития книгопечатания. О больших достижениях в этой области свидетельствует изобретение металлич. подвижного шрифта, о применении к-рого сообщает писатель Ли Гю Во (ум. в 1241) в предисловии к кн. "Когым санчжон емун" ("Обрядовая книга о древних и совр. установлениях"), написанном в 30-е гг. 13 в.
=====
Уже в 1-й пол. 12 в. появились признаки ослабления централизов. гос-ва Коре вследствие усилившихся захватов гос. земель и крестьян высшей корёской знатью (родичами вана), буддийскими монастырями и чиновниками. Возникла междоусобная борьба в правящем классе, приводившая к вооруж. конфликтам (мятеж Ли Чжа Гёма в Кэгёне в 1126, восстание согёнских (пхеньянских) феодалов во главе с буддийским монахом Мёчхоном в 1135 и др.). Осуществляемые феод. знатью зем. захваты и массовое закрепощение гос. крестьян (превращение их в ноби) вызвали во 2-й пол. 12 в. ряд крест. восстаний (восстание 1176 в р-не Кончжу под предводительством Манъи, крест. восстания на Ю. и на С.-3. под предводительством Ким Дана и др.). Новая волна крест. восстаний поднялась в 1193-94 (восстания под рук. Ким Ca Ми, Хё Сима и др.). В 1231 в К. вторглось многочисл. войско монголов. Правящая воен. клика из дома Чхве сначала капитулировала перед монг. завоевателями, но затем, перебив монг. наместников, с 1232 укрылась на неприступном для монголов о. Канхвадо. В течение почти трех десятилетий (1231-58), когда правители страны фактически уклонялись от активной борьбы с захватчиками, нар. массы вели борьбу против монг. нашествий. Оборона крепости Кучжу (ныне Кусон), защита г. Чхунчжу — яркие примеры героич. борьбы народа против захватчиков. Нар. сопротивление продолжалось и после капитуляции феод. пр-ва, возвратившегося в Кэгён (после свержения власти семейства Чхве в 1257). Перед лицом назревающего нар. восстания, в условиях общего ослабления власти монголов, корёские феодалы во главе с ваном Конми-ном (1352-74) сами решили полностью освободить страну от монголов. В 1356 войска Конмина изгнали монголов со всей терр. К. (за исключением о. Чечжудо, освобожденного в 1374).
=====
В последней трети 14 в. усилились феод. междоусобицы, положение страны, подвергавшейся непрерывным нападениям внеш. врагов (особенно япон. пиратов), стало весьма тяжелым. Действуя в интересах средних и мелких феодалов, Синдон (незнатный монах, назначенный в 1365 на пост первого министра) попытался вернуть в казну захваченные магнатами гос. земли и укрепить центр, пр-во, но встретил яростное противодействие крупных землевладельцев, к-рые добились его казни. Борьба между старой корёской знатью, заинтересованной в сохранении раздробленности страны, и сторонниками укрепления централизрв. гос-ва принимала все более острый характер. Разногласия между ними сказались и в вопросах внеш. политики. Стремление землевладельч. знати Коре поддерживать связи с остатками монг. державы в Сев. Китае ухудшили отношения с Минской династией, к-рая стала предъявлять и терр. претензии. Когда правящая феод. группировка (во главе с Чхве Ён) направила армию для нападения на войска кит. наместника в Ляодуне, один из военачальников Корё Ли Сон Ге, представлявший интересы сторонников зем. преобразований, поднял восстание и повернул армию на столицу. В результате была установлена власть дворян-реформаторов. Они ликвидировали все поземельные привилегии старой аристократии Коре и в 1391 осуществили закон о чиновных наделах (см. Квачжон поп), к-рым утверждалась гос. собственность на землю и предусматривался порядок раздачи зем. наделов чиновникам в соответствии с их рангами. В 1392 была свергнута старая династия. Провозглашенный ваном Ли Сон Ге (Тхэчжо) положил начало династии Ли (1392-1910). Гос-во стало называться Чосон, а столица была перенесена в Сеул.
=====
Восстановление гос. собственности на землю привело к возрождению централизов. гос-ва. Области, вышедшие из-под контроля центр, пр-ва, снова были подчинены новой династии. Были произведены изъятия в пользу гос-ва земель и крепостных (ноби), принадлежавших буддийским монастырям и храмам, являвшимся одной из опор феод. сепаратизма. Буддизм утратил и прежнее идеологич. значение, т. к. офиц. идеологией стало неоконфуцианское учение Чжу Си. Упорядочена была структура центр, пр-ва и провинц. администрации, к-рая затем была зафиксирована в Великом уложении по управлению гос-вом (см. Кёнгук тэчжон).
=====
Результатом реформ был заметный экономич. и культурный подъем в 1-й пол. 15 в., особенно в правление вана Сечжона (1419-50). Расширение посевных площадей за счет распашки нови, внедрение системы высадки рисовых рассад (что повышало урожайность), распространение новой культуры хлопка, ввезенного из Китая в кон. 14 в., — все это свидетельствовало оразвитии производит, сил в с. х-ве.
=====
Немалое значение имела систематизация необходимых для земледелия науч. знаний. Так, придворными учеными была составлена агрономич. "Книга о земледелии" ("Нонса чиксол"), внедрен дождемер для определения среднегодового количества осадков, велись астрономич. наблюдения для составления точного календаря.
=====
Прогресс в ремеслах был связан гл. обр. с развитием казенного ремесла, основанного на труде крепостных мастеров, прикрепленных к правительств, учреждениям. В казенном ремесле различалось уже ок. 130 специальностей (в к-рых было занято ок. 6 тыс. мастеров). И ремесло, и торговля строго регламентировались феод. гос-вом. В столице торговля была монополизирована привилегированными фирмами (чон), обслуживавшими двор и чиновников.
=====
Политика в области культуры имела целью укрепление феод. устоев. Ученые придворной академии Чипхёнчжон (Павильон собрания мудрецов) с особым вниманием разрабатывали основы конфуцианской этики и юриспруденции. С конфуцианских позиций истолковывалась история в "Корё Са" и др. сочинениях. В связи с практич. нуждами ученые занимались изучением медицины, астрономии, математики, географии, основ музыки и пр. Важным событием явилось создание учеными Чон Нин Чжи, Сон Сам Мун и др. в 1444 — 1446 кор. алфавитного письма (эдикт "Хунмин чжоным" — "Истинные звуки для обучения народа"). Значит, развитие получило в эти годы книгопечатание подвижным металлич. шрифтом.
=====
Упрочение феод. строя при династии Ли привело к дальнейшему усилению феод. эксплуатации. Раздачи чиновных и наградных земель новой знати вновь приводили к росту крупного частного землевладения, и все большее количество гос. крестьян попадало в крепостную зависимость от отд. феодалов (были феодалы, владевшие 10 тыс. крестьян). Безземельные крестьяне, попадавшие в зависимость от феодала, не отличались по положению от подневольных ноби. С ухудшением положения крестьян поднимались крест. восстания (в 1467 под рук. Ли Си Э в пров. Хамгёндо и др.). С усилением крест. движения часто в горах возникали вооруж. отряды, совершавшие набеги на имения феодалов и правительств, учреждения. В нач. 60-х гг. 16 в. особенно известен был отряд Лим Кокчона ("заики Лима"), действовавший в пров. Хванхэдо и Кёнгидо.
=====
Обострилась борьба за центр, власть. Неск. десятилетий шла борьба между столичной знатью и поместными дворянами пров. Кёнсандо, составившими "партию" ревностных проповедников идей конфуцианства (или группировку "ученых"). Вокруг конфуцианских храмов славы (совон) складывались политич. центры местного дворянства. К 80-м гг. 16 в. правящий класс распался на неск. враждующих между собой придворных клик, или "партий" (Восточную, Западную, Южную и Северную), каждая из к-рых стремилась к монопольному захвату правительств, власти.
=====
Ослабление централизов. гос-ва, особенно его воен. орг-ции в результате замены воинских повинностей крестьян налогом (кунпхо) и непрерывных распрей соперничающих феод. клик, тяжело сказалось в период нашествия япон. феодалов (в кон. 16 в.) и маньчжурских завоевателей (в 1-й пол. 17 в.).
=====
Для борьбы с япон. вторжением кор. народ поднялся на освободит, войну и изгнал япон. захватчиков (см. Имдинская война 1592-98). Большое значение имели победы кор. флота под команд. Ли Сун Сина, применившего против японцев бронированные боевые корабли кобуксон ("корабли-черепахи"). Япон. нашествия нанесли огромный урон кор. народу. Мн. плодородные и населенные р-ны были опустошены. Посевные площади сократились с 1708 тыс. кёлей (кёль — зем. площадь, с к-рой собирался определ. урожай; в зависимости от плодородия земли обычно от 1 до 3,5 га) до 541 кёля, т. е. более чем в 3 раза. Были угнаны в Японию тысячи ремесленников, уничтожены или разграблены сокровища многовековой культуры. Двукратное нашествие (в 1627 и 1636) маньчжурских войск повлекло новое разорение значит. части страны, угон в рабство мн. тысяч людей и тяжелую дань. Кор. ван был признан вассалом маньчжурской династии (1637), установившей вскоре свое господство в Китае.
=====
В течение 2-й пол. 17 в. К. оправилась от последствий разрухи, причиненной иностр. нашествиями. В 17-18 вв. произошли важные сдвиги в социально-экономич. развитии страны, вызванные дальнейшим развитием производит, сил. Восстановление и строительство новых ирригац. сооружений, освоение заброшенных земель, внедрение новых с.-х. культур (перец, томат, сладкий картофель, табак) и агротехнич. приемов вызвали подъем с.-х. произ-ва. К 1769 посевные площади возросли до 1450 тыс. кёлей. Особенно быстро росли посевы культур, предназначенных для продажи на рынке (табак, жень-шень). Прогресс производит. сил сказался в дальнейшем упадке казенного ремесла (сильно пострадавшего во время япон. нашествия) и в возрастании роли свободного ремесла в городе и деревне. Непроизводительность труда крепостных мастеров вынуждала феодальное государство отпускать на волю все большую часть их или устанавливать в казенных мастерских поощрительные вознаграждения. С развитием свободного ремесла десятками стали возникать ремесленные корпорации (ке), специализировавшиеся на производстве тканей, красителей, изделий из дерева и металла. Большое развитие получили крест. промыслы. Развивались тов.-ден. отношения. По всей стране возникли сотни местных рынков (хянси), выросли также и крупные торг. центры общекор. значения (Сеул, Кэсон, Тэгу и др.). Шло накопление купеч. капитала. Помимо старых привилегированных столичных фирм (сичжон), возникли крупные купеч. корпорации купцов кэкчу (так называли содержателей гостиных дворов), судовладельцев столичного р-на, а также розничных торговцев-носильщиков (побусан). Купцы крупных городов вели и внеш. торговлю (с Китаем и Японией). К кон. 18 в. наблюдалось проникновение купеч. капитала в пром-сть (частные рудники по добыче золота и серебра). Росло частное землевладение не только в результате прямых захватов гос. земель знатью, но и за счет скупки крест. наделов помещиками и купцами (к-рые приобретали за деньги и дворянские звания). Развитие тов.-ден. отношений и помещичьего землевладения вызвало усиление феод. эксплуатации как отд. помещиками, так и гос-вом, к-рое с сокращением облагаемых земель стало устанавливать новые налоги (напр., рисовый налог тэдонми и др.), увеличивать объем ростовщич. операций с ссудным ("возвратным") зерном (хвангок). С нач. 18 в. небывалый размах приняло бегство крестьян, уклонявшихся от феод. поборов. Наибольшей остроты достигла крест. борьба в экономически развитых р-нах, как, напр., в пров. Чолладо, где возникли целые очаги вооруж. сопротивления крестьян. Крест. восстания поднимались и в др. р-нах. Опасность крест. войны вынуждала правящий класс искать пути к ослаблению междоусобиц. В 18 в, борьба за власть между Сев., Зап. и Юж. феод. группировками ("партиями") привела к победе Западной, к-рая затем распалась на Норон ("стариков") и Сорон ("молодых"). В 18 в. клика Норон, заняв господств. положение, ратовала за прекращение борьбы "партий". В начале своего правления король Ёнчжо (1725-76), провозглашая "политику беспристрастия" (тханпхёнчхэк), заявил, что отныне не будет предпочтения ни одной из "партий" при занятии гос. постов. Однако закрепилось господств. положение клики Норон, что вызвало недовольство, как показало вооруж. выступление группы Сорон в 1728, а также новый раскол в правящем классе после убийства наследника Чанхона в 1762.
=====
Одновременно для успокоения народа предпринимались попытки смягчения феод. гнета посредством реформ. В 1750-51 был осуществлен закон об уравнении повинностей (см. Кюнёк поп), к-рым снижен размер воен. налога. В 1744 был издан Соктэчжон (Продолжение Великого уложения), в к-ром были отражены изменения в законодательстве, происшедшие после издания Кёнгук тэчжон. В этом же направлении систематизации законов в 1785 издан Тэчжон тхонпхён (Полный свод Великого уложения). Эта деятельность, а также издание многочисл. сочинений, проникнутых конфуцианскими идеями, были подчинены целям укрепления феод. порядков. В условиях обострения противоречий феод. общества появились новые веяния в идеологии и культуре. Знаменательным было зарождение в среде передового дворянства течения обществ. мысли под назв. движения сторонников реальных знаний, или Сирхакпха. Ученые этого направления осуждали мертвящее влияние конфуцианской схоластики и призывали к изучению реальных наук (к к-рым относили не только естественные — математику, астрономию, медицину, агрономию и пр., но и обществ. науки — историю, географию, лингвистику и литературоведение). Они считали важным заимствование передовых науч. и производств. достижений др. стран, особенно европейских. Хон Дэ Ён и др. ученые этого направления стали первыми пропагандистами европ. математич. знаний. В философии Ли Ик и др. указывали на первичность материального начала (ки) по отношению к идеальному (ли). Философская критика конфуцианства сопровождалась критикой сословного неравенства и др. несправедливостей существующего строя и проповедью реформ. Главной из реформ ученые-сирхакисты (Лю Хён Вон и др.) считали изменение агр. строя, ограничение крупного землевладения и равномерное наделение крестьян гос. землей, избавление их от бесчисленных поборов. В их сочинениях имеются проекты поднятия с. х-ва, предложения о развитии пром-сти и торговли. Несмотря на острую критику феод. строя, особенно в сочинениях Пак Чи Вона и Чон Як Ёна, сирхакские мыслители не поднялись до идеи революц. свержения старого строя, выступая за реформы, проводимые просвещенным монархом. Тем не менее, поставив насущные вопросы о дальнейшем прогрессе страны, они оказали большое влияние на современников и последующее идейное и культурное развитие К.
=====
Идеи Сирхак определили новые тенденции в кор. культуре 17-18 вв. В литературе утвердился жанр повестей, написанных на нар. языке с употреблением алфавитного письма. Для утверждения этой письменности и нар. языка в художеств. лит-ре выдающуюся роль сыграл писатель Ким (ан Чжун (1637-92). Большинство произв. повествоват. жанра, в к-рых критиковались феод. порядки, являлось анонимными ("Хынбу чжон" ("Повесть о Хынбу"), "Сим Чхон чжон" ("Повесть о Сим Чхон"), "Чхун Хян чжон" ("Повесть о Чхун Хян") и др.). Разрыв со старыми конфуцианскими канонами и реалистич. тенденции характерны для передового кор. иск-ва 17-18 вв. Интерес к родной природе и к простым людям, реалистич. манера письма в живописи ярко проявились в произв. таких художников, как Ким Хон До (р. 1760 — г. смерти не уст.) и Син Юн Бок (р. 1758 — г. смерти не уст.).
=====
К. с конца 18 в. до 1910 — поздний феодализм и зарождение капиталистических отношений, начало колониального закабаления К. В определении рубежей позднего феодализма возможны уточнения, так как изучение проблемы разложения феодализма и зарождения капиталистич. отношений в К. еще продолжается. Хотя уже в 17-18 вв. наблюдались элементы разложения феодализма в К., в этот период еще было возможно прогрессивное развитие производит. сил, поэтому нач. позднего феодализма, вероятно, следует датировать с кон. 18 в., когда феод. порядки стали явными оковами, мешавшими прогрессу страны, вызывавшими упадок произ-ва.
=====
Вызванный развитием тов.-ден. отношений рост помещичьего землевладения (несмотря на расширение посевных площадей в целом, площадь облагаемых земель с 1 515 500 кёлей в 1591 сократилась до 1 395 333 кёлей в 1799) в сочетании с коррупцией правительств. чиновников необычайно усилил феод. гнет. Всего налогов и дополнит. сборов насчитывалось более 30 видов. Соединение феод. произвола с грабительскими методами торгово-ростовщич. капитала (выразившимися прежде всего в системе гос. зерновой ссуды — хвангок) вело к экономич. упадку страны и разорению нар. масс. С нач. 19 в. непрерывно сокращались посевные площади, один за другим следовали неурожайные годы, сопровождаясь вспышками эпидемии (холеры, чумы).
=====
Отдельные ростки капиталистич. произ-ва (прежде всего частное предпринимательство в горнорудной пром-сти, применение наемного труда в ряде отраслей) наталкивались на бесчисленные препятствия в стране, где каждый дворянин мог чинить расправу с любым "неблагородным" (и пытками вымогать его деньги), а гос-во запрещало частно- предпринимательскую деятельность. Вопреки правительств. запретам, с кон. 18 в. в сев. горных р-нах крупные купцы вели горные разработки (добывали золото, серебро и медь), применяли наемную рабочую силу из разорившихся крестьян.
=====
К 1807 в р-не Вивона (Пхёнандо) вырос целый горнопром. поселок. В 50-х гг. многочисл. поселения горняков появились в пров. Хамгёндо. Выросшие возле них торжки снабжали их население продуктами и предметами потребления. Начатки предпринимательства наблюдались и в ремесле. Нередко купцы (из крупных столичных фирм) давали ремесленникам заказы на изделия и постепенно подчиняли своему контролю их произ-во. Эти новые экономич. явления в сочетании с дальнейшим развитием торговли и тов.-ден. отношений подтачивали (хотя и медленно) господство натурального х-ва и вызывали разложение старых феод. отношений, что прежде всего сказалось в начавшемся распаде сословной организации (освобождение казенных ноби, фактич. исчезновение различий между ноби и гос. крестьянами, нарушение прежней замкнутости дворянского сословия янбаней в результате проникновения в это сословие купцов или зажиточных крестьян и пр.).
=====
Острые клас. противоречия порождали нар. антиправительств. восстания. Отдельные местные волнения нач. 19 в. переросли в крупное крест. восстание в пров. Пхёнандо в 1811-12. После его подавления волнения не прекращались. В 1833 произошло восстание горожан в столице из-за дороговизны зерна. Непрерывное распространение антиправительств. листовок, памфлетов и сатирич. произв. свидетельствовало о напряженном внутр. положении. В нач. 60-х гг. Чхве Чже У была осн. религ. секта Тонхак (Восточное учение), стремившаяся в форме религ. реформации выразить антифеод. борьбу угнетенных масс за свое человеческое достоинство (в этом религ. учении человек объявлялся равным богу). 60-е гг. открылись новыми нар. восстаниями. Только в 1862 произошло 21 крест. восстание (в Чинчжу, Иксане и др. уездах пров. Чолладо, в Санчжу и др. уездах пров. Кёнсандо, а также в пров. Чхунчхондо, Хамгёндо и др.).
=====
В обстановке обостряющейся клас. борьбы внутри страны и растущего давления со стороны капиталистич. держав, настойчиво добивавшихся открытия К. для иностр. торговли (уже в 1-й пол. 19 в. неоднократно их корабли направлялись к кор. берегам), в 1863 к власти пришло пр-во регента Тэвонгуна, отца 12-летнего короля Ли Чжэ Хвана (Кочжона). Путем внутр. реформ и еще более строгой изоляции от внеш. мира это пр-во стремилось спасти от крушения феод. порядки. Тэвонгун попытался ослабить борьбу между феод. кликами и упразднил ряд храмов славы (совон), служивших оплотом местного сеп