КЛАПАН, в бензиновом или дизельном двигателе — устройство, регулярно открывающее и закрывающее впускную и выпускную части камеры сгорания или цилиндра двигателя. Состоит из диска, прикрепленного к стержню, который удерживается пружиной напротив гнезда клапана. Вращающийся кулачок толкает нижнюю часть стержня, поднимая клапан из гнезда и выпуская газ.
(А) — вентильный затвор. Затвор (1) поднимается по резьбе винта (2) при вращении. Вентильные затворы обычно либо плотно закрыты, либо широко открыты. Уплотнение (3) (увеличено) набивается под давлением прокладочным материалом, который действует как изоляция. (В) — качаю щийся запорный клапан. Автоматическое устройство для предотвращения обратного потока. При нормальном потоке диск (4) удерживается горизонтально, но обратный поток заставляет диск падать. (С) — предохранительный клапан, применяемый в паровых котлах. Давление пара, превышающее норму, установленную регулировочным винтом (5), поднимает пробку (6), нажимая на пружину (7), и таким образом давление снижается. (D) — тарелочный клапан. Задвигается при помощи кулачка (8) и возвращается на место при помощи пружины (9). (Е) — домашний кран, один из типов трубопроводного вентиля. Сконструирован в виде диска, который усаживается в круглое отверстие. (F)—дроссельный клапан. Используется для дросселирования (прерывания). Применяется в гидроэлектрических системах, в автомобилях и др.