Столица УССР (с 1934), один из крупнейших промышленных и культурных центров СССР. 1764 тыс. жит. (1972). В 10-11 вв. становится политич. и культурным центром Киевской Руси — первого рус. гос-ва. Сведения о муз. жизни К. сохранились в старинных летописных и иконописных памятниках. На фресках Софийского собора (11 в.) запечатлены изображения скоморохов-музыкантов, актёров, танцовщиков, а также небольшой орган. Музыка сопровождала нар. обряды и празднества, ратные походы. С принятием христианства в кон. 10 в. развивается церк. пение (в Киево-Печерском монастыре была основана школа пения), появляются певческие книги. После разгрома К. в 13 в. татаро-монголами значение его как крупнейшего центра общерусской культуры падает. Новый подъём в 16-17 вв. связан с участием К. в борьбе укр. народа против польско-литовских завоевателей. В церк. хорах высокого уровня достигло иск-во партесного пения, в быту горожан были распространены нар. песни, канты, инстр. музыка (бандура, скрипка, цимбалы, бубен и др.). Основанное ок. 1615 при Богоявленском монастыре Киевское братство — один из очагов распространения идей гуманизма — имело школу, в к-рой среди др. предметов обучали музыке и пению. В 1632 митрополит Пётр Могила объединил эту школу со школой при Киево-Печерском монастыре, образовав Киево-Могилянскую коллегию (переименованную в 1701 указом Петра I в "Академию для наук свободных"). Это было первое светское, общегуманитарное высшее уч. заведение, сыгравшее видную роль в культурной жизни Украины и России. В нём преподавали вок. (а в 19 в. и инстр.) музыку, имелись хоры и оркестр. Здесь учились известные драматурги, писатели, композиторы, в т. ч. Ф. Прокопович, С. Полоцкий, Г. С. Сковорода, М. С. Березовский, А. Л. Ведель. С академией связано бытование в К. т. н. Школьного т-ра, в к-ром ставились представления (драмы, "трагедокомедии") на религиозно-морализующие, историч. и бытовые сюжеты. Большое место в них занимала музыка: канты, инстр. музыка. В 17-18 вв. любимое нар. зрелище — вертеп, представления к-рого были насыщены кантами, колядками, нар. песнями, танцами. С кон. 17 в. в К. существовал "Музыкантский цех" — объединение гор. музыкантов, игравших на семейных торжествах, в шинках, на улицах нар. песни и танцы. В 1763 был организован духовой оркестр ("Капелiя") из 18 музыкантов, с 1820 он перешёл в ведение Магистрата (просуществовал до 1852). После 1820 в него входила также струн. группа; репертуар состоял из проф. и бытовой музыки. При оркестре имелась школа, где игре на разл. инструментах обучалось от 8 до 20 мальчиков.
В 19 в. муз. жизнь города отражает возросшие связи укр. культуры с русской и зарубежной, развивается проф. музыка. Значит. распространение получает домашнее музицирование в состоятельных домах (флейта, фп., клавикорды). Создаются оркестры, организуются муз. кружки и об-ва, открываются спец. муз. учебные заведения, развёртывается конц. и театр. жизнь. В зале Биржи, актовом зале ун-та и двух залах построенного в 1828 Контрактового дома во время ежегодных контрактов (ярмарок) проходили концерты отечеств. и иностр. исполнителей. В разное время в К. выступали: итал. певцы — А. Каталани, Дж. Паста (1838), скрипачи — Г. А. Рачинский (1816), К. Липиньский (1828), Н. Д. Дмитриев-Свечин (1847), Г. Венявский (1851), виолончелист Ф. Серве (1847, 1852), гитарист М. Д. Соколовский (1850, 1853) и др. В 1847 три концерта дал Ф. Лист. В К. привозили свои крепостные оркестры, капеллы и театральные труппы помещики П. Г. Галаган (струнно-духовой оркестр), Д. И. Ширай (большая оперно-балетная труппа), сенатор И. А. Ильинский (оперная труппа), полковник А. М. Будлянский (хор и оркестр) и др. В 1848 возник кружок "Симфоническое общество любителей музыки и пения", силами к-рого еженедельно устраивались муз. вечера.
Нового подъёма муз. жизнь К. достигает во 2-й пол. 19 в. Благодаря активной, разносторонней деятельности Н. В. Лысенко в К. сосредоточились крупнейшие музыканты и деятели укр. культуры. Под рук. Лысенко и при его участии работали любительские кружки и хор. коллективы (в т. ч. хор студентов Киевского ун-та), пропагандировавшие нар. и проф. музыку. Конц. жизнь в городе стала регулярной. В концертах Киевского отделения РМО (открыто в 1863) выступали местные пианисты, в т. ч. Н. В. Лысенко, В. В. Пухальский, Н. А. Тутковский; изредка исполнялись произведения укр. композиторов. Во главе симф. концертов стояли A. H. Виноградский (с 1888 пред. Киевского отделения РМО), А. И. Орлов, Л. П. Штейнберг. В К. в разное время выступали видные дирижёры С. А. Кусевицкий, В. И. Сафонов, А. Коутс, скрипач М. Г. Эрденко, пианисты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, певцы А. Ф. Мишуга, А. В. Секар-Рожанский, Н. И. Забела и др. С авторскими концертами и на премьеры своих опер приезжали П. И. Чайковский (1874, 1890), Н. А. Римский-Корсаков (1895), С. В. Рахманинов (1893, 1910-11, 1913). В нач. 20 в. в К. гастролировали Ф. И. Шаляпин и Т. Руффо (1906), А. К. Глазунов (1908-16), Ф. Крейслер (1911, 1913), Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, М. Баттистини. Кроме РМО, действовали разл. муз. кружки и об-ва (в 1872-74 любительское хор. об-во во главе с Лысенко, в 1907 под его руководством было организовано муз.-хор. об-во "Боян", в 1908 — "Украинский клуб"), к-рые регулярно устраивали муз. вечера.
До 19 в. в К. не было спец. театр. здания. Приезжие труппы давали спектакли в частных домах, в наскоро оборудованных помещениях. В 1803-07 был построен т-р (арх. А. И. Меленский). В течение первых десятилетий в нём работали труппы разл. антрепренёров, в т. ч. О. Ленкавского — русско-польская, И. Ф. Штейна, состоявшая из рус. и укр. актёров (в его ведении был гор. оркестр, быв. "Капелiя"). Ставились трагедии, комедии, водевили, оперетты и балеты. В 1843-51 в т-ре выступали разл. труппы-гастролёры: труппа мадридской оперы (1843), польская (1845), итальянская (1847), русская балетная (из Москвы) и др. На сцене т-ра исполнялись оперы А. А. Алябьева, A. Н. Верстовского, С. И. Давыдова, В. А. Пашкевича, Е. И. Фомина, К. М. Вебера, Л. Керубини, Э. Н. Мегюля, В. А. Моцарта, Дж. Россини и др. Особым успехом пользовались укр. нар. оперы "Наталка Полтавка" и "Солдат-чародей" И. П. Котляревского. В состав мн. трупп входили укр. актёры, нек-рые произв. исполнялись на укр. яз. В 1851 обветшалый т-р был снесён. В 1856 построено новое здание гор. т-ра. В 1863-1866 в нём играла итал. оперная труппа, а в 1867 оперой "Аскольдова могила" Верстовского открылся Т-р русской оперы (12 оперных певцов из Петербурга составили его основу). Это была первая рус. постоянная оперная труппа в К. Здесь шли "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Русалка", "Фауст", "Севильский цирюльник", "Травиата", "Рогнеда", "Юдифь" и др. В 1896 т-р сгорел. В 1901 на том же месте было построено новое здание (арх. В. Шрёттер, зрительный зал на 1630 мест), к-рое существует и поныне. До Великой Окт. социалистич. революции в т-ре сменилось много антрепренёров. Особенно плодотворной была деятельность И. П. Прянишникова (с 1890). Во 2-й пол. 19 в. на сцене т-ра в разное время выступали А. А. Сантагано-Горчакова, Е. А. Лавровская, Ф. И. Стравинский, А. И. Барцал, А. М. Додонов, Д. А. Усатов, И. В. Тартанов, М. Е. Медведев, А. Ф. Мишуга, Е. П. Кадмина, B. М. Зарудная и др. Оперными дирижёрами были В. И. Белинский и И. К. Альтани. Ставилась рус. и заруб. классика. Из-за отсутствия нац. оперного т-ра, произв. укр. композиторов исполнялись любительскими кружками в частных залах (так, в 1872 были пост. "Черноморцы" Лысенко). Изредка укр. оперы и оперетты проникали на сцену гор. т-ра (в 1874 — "Рождественская ночь" Лысенко как оперетта, в 1903 — в оперной редакции; неск. раз — отрывки из его других опер). В 1906-20 в К. работал Украинский муз.-драм. т-р Н. К. Садовского — один из центров нац. муз.-театр. культуры города. На его сцене шли на укр. яз. оперы "Галька" Монюшко, "Катерина" Аркаса, "Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского, "Энеида" Лысенко, "Роксолана" Сичинского и др.
Со 2-й пол. 19 в. спец. муз. образование в К. было тесно связано с Киевским отделением РМО. В 1868 при РМО открылась муз. школа, преобразованная в 1883 в муз. уч-ще (с 1913 — консерватория), к-рое мн. годы возглавлял В. В. Пухальский. Его деятельность способствовала развитию муз. культуры К. С 1869 в городе работали "Бесплатные элементарные классы хорового пения" под рук. Н. А. Губерта. В 1874 создан "Народный воскресный класс хорового пения". В 1904 Лысенко открыл Муз.-драм. школу (с 1912 — им. Н. В. Лысенко) — основной в те годы очаг воспитания нац. кадров музыкантов и драм. актёров; она давала законченное, муз. образование по программе консерватории. Лысенко вёл класс спец. фп. Школа проводила и открытые концерты в городе. Из её стен вышли композиторы Л. Н. Ревуцкий, К. Г. Стеценко, певцы М. И. Литвиненко-Вольгемут и М. В. Микиша, хоровой дирижёр А. А. Кошиц, скрипач М. Б. Полянин, теоретик А. К. Буцкой и мн. др. До 1918 в К. работали разл. частные муз. уч. заведения — школы, студии, курсы (Н. А. Тутковского, Е. К. Лесневич-Носовой и др.).
С сер. 19 в. муз. жизнь города всё шире освещается в периодич. печати. Значит. роль в развитии муз. культуры К. сыграло открытое в 1859 нотное изд-во Л. Идзиковского. Увеличилось число муз. магазинов, мастерских по ремонту муз. инструментов, начали функционировать нотная типография и изд-во Б. В. Корейво. В 1903 издаются многие произв. Лысенко. В 1911 основано об-во "Экстрафон", выпускавшее грампластинки.
После установления Сов. власти на Украине К. стал центром культуры и иск-ва республики. Здесь сосредоточиваются крупнейшие художеств. силы. В 1919 создан Всеукр. муз. комитет (одним из первых пред. был Л. В. Собинов), ведавший разл. областями муз. культуры. Оживляется муз.-конц. жизнь, появляются новые, советские её формы — массовые празднества на площадях, Дни музыки, концерты-митинги, выступления "живгазет" и "Синей блузы". Активную деятельность ведут муз. об-ва, среди к-рых наиболее заметную роль сыграло Всеукр. муз. об-во им. Н. Д. Леонтовича (1922-28). При об-ве была основана б-ка из произв. укр. композиторов. Об-во проводило концерты, посв. творчеству Лысенко, Леонтовича, Я. С. Степового, Стеценко и др., издавало сочинения современных укр. композиторов, выпускало журн. "Музика". Широкое распространение получило хор. пение. В 1919 была организована респ. хор. капелла под рук. Я. С. Калишевского, в 1920 — хор. капелла "Думка". В 1919 создан первый респ. симф. оркестр под упр. Леонтовича, систематически проводивший концерты. Большой успех имел цикл популярных концертов, проведённых в К. в 1919 силами респ. симф. оркестра и первого гос. революционного симф. оркестра под упр. Р. М. Глиэра, Ф. М. Блуменфельда и др. В них принимали участие Л. В. Собинов, А. И. Мозжухин, М. В. Микиша, Л. М. Сибиряков.
В 1919 гор. т-р был национализирован и стал называться Опера УССР им. К. Либкнехта, с 1934 (после перевода столицы УССР в К.) — Гос. акад. т-р оперы и балета УССР; в 1939 т-ру присвоено имя Т. Г. Шевченко. Наряду с рус. и заруб. классикой т-р широко ставит произв. укр. композиторов, а также композиторов др. сов. республик (см. Украинский театр оперы и балета). В 1934 в К. открыт Т-р оперетты (зрительный зал на 1000 мест). При т-ре создана двухгодичная уч. студия, выпускники к-рой работают во мн. муз. т-рах страны.
В первые годы Сов. власти в К. открываются нар. консерватории, муз. школы, техникумы. В 20-х гг. начали издаваться муз. журналы, в т. ч. "Музика" (1923-25, 1927); "Радянська музика" (1933-34, 1936-41). В 1921 при АН УССР создан муз.-этнографич. кабинет; в нём работали К. В. Квитка, П. Д. Демуцкий, позже — Н. А. Гринченко. В 1936 кабинет слился с организованным в том же году Ин-том укр. фольклора.
К. — город интенсивной конц. жизни, с широко развитой деятельностью многочисл. муз. коллективов. Большую конц. и эстетико-воспитательную работу ведёт Киевская филармония (осн. в 1927 в Харькове, в 1934 переведена в Киев). В её составе — симф. оркестр, Струнный квартет им. Н. В. Лысенко, квартет баянистов, два трио бандуристок, муж. вок. ансамбль "Явор", солисты — певцы, инструменталисты, чтецы и др. Филармония имеет Колонный зал им. Н. В. Лысенко (на 750 мест), ведёт широкую конц. работу в школах, клубах, на предприятиях города и области. В 1937 на базе симф. оркестра Обл. радиокомитета организован Гос. симф. оркестр УССР. Руководителями были Л. М. Брагинский, Н. Г. Рахлин, М. М. Канерштейн, К. А. Симеонов, с 1973 — С. В. Турчак. С оркестром выступали известные сов. и заруб. дирижёры — А. В. Гаук, Е. А. Мравинский, К. П. Кондрашин, К. Зандерлинг, Л. Стоковский, В. Ферреро, К. Цекки и др. В 20-е годы при Радиокомитете созданы симф. оркестр, оркестр нар. инструментов. Позже в К. работали Гос. женский хор. ансамбль (переведённый из Полтавы в 1932), Гос. образцовая капелла бандуристов УССР (1935, с 1951 — Засл. капелла бандуристов, рук. А. З. Миньковский); с 1943 — Гос. укр. нар. хор (осн. и рук. — Г. Г. Верёвка; с 1964 — хор его имени, рук. А. Т. Авдиевский), с 1951 — Гос. ансамбль танца УССР (рук. П. П. Вирский), с 1964 — Киевский камерный оркестр (осн. А. Г. Шароев). Широкой известностью пользуется капелла "Думка" (с 1969 рук. M. M. Кречко). Мн. коллективы гастролируют по Сов. Союзу и за рубежом.
В 1959 создано Укр. гастрольно-конц. объединение "Укрконцерт". В него входят музыканты-исполнители и ансамбли всех профилей, включая эстраду и мюзик-холл. Концерты проходят в Большом зале консерватории (в 1971 там сооружён большой орган), в залах Октябрьского Дворца культуры и открытого в 1970 Дворца культуры "Украина", во Дворце спорта и др. С 1970 работает Детская филармония. При Муз.-хор. об-ве УССР работают: мужская хор. капелла, оркестр укр. нар. инструментов, академическая хор. капелла и др. В 1932 в К. создан CK УССР (в 1972 — 165 чл.).
В 1913 на базе муз. уч-ща Киевского отделения РМО в К. была основана консерватория (первый её директор — В. В, Пухальский, в 1914-20 — Р. М. Глиэр), переименованная в 1923 в Муз. техникум, к-рый в 1928 стал средним уч. заведением (с 1931 — муз.-театр. техникум). Права муз. вуза перешли к Высшему муз.-драм. ин-ту им. Н. В. Лысенко (осн. в 1918 на базе Муз.-драм. школы). В 1934 муз. отдел этого ин-та преобразован в консерваторию (в 1938 награждена орденом Ленина, с 1940 — им. П. И. Чайковского). Киевская консерватория — центр муз. образования города. Здесь созданы историко-георетич. ф-т с кафедрами теории и истории музыки, аспирантура. При консерватории работают — симф. оркестр, камерные ансамбли, оркестр нар. инструментов, оперные классы, хор; в 1938 открыта Оперная студия, к-рая имеет свой театр, зал на 700 мест. Её первые руководители — режиссёр Е. Я. Лишанский и дирижёр В. И. Пирадов. В 1962 при консерватории организована Нар. консерватория.
В К. работают 18 муз. школ-семилеток и сеть школ Муз.-хор. об-ва УССР, Центр. средняя спец. муз. школа им. Н. В. Лысенко (при консерватории; с 11-летним курсом обучения), Муз. уч-ще им. Р. М. Глиэра. Муз. образование ведётся на спец. ф-тах и кафедрах при Ин-те культуры (осн. в 1968; имеет два отделения — дирижёрско-хоровое и режиссёрское), в Пед. ин-те им. А. М. Горького, Киевском пед. уч-ще, где имеются спец. муз.-пед. кафедры. Руководителей художеств. самодеятельности готовит 3-годичное культ.-просветит. уч-ще Мин-ва культуры УССР (осн. в 1932). Для рабочей молодёжи функционирует 5-годичная Вечерняя муз. школа им. К. Г. Стеценко (осн. в 1928 как Рабочая консерватория).
Центрами науч. мысли в области музыки, собирания и изучения укр. нар. творчества являются кафедры истории и теории музыки Киевской консерватории (в 1935-41 при консерватории существовал муз.-этнографич. кабинет, с 1958 работает кабинет нар. творчества) и Отделы музыковедения и фольклористики Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии им. M. P. Рыльского АН УССР (основан в 1936 как Ин-т укр. фольклора; в 1945 — получил совр. назв., с 1964 — имени M. P. Рыльского). С 1957 ин-т издаёт журн. "Народна творчiсть та етнографiя". Оба учреждения имеют аспирантуру и право приёма защиты кандидатских (а ин-т и докторских) диссертаций в области музыковедения. В К. работает муз. изд-во, к-рое, после ряда реорганизаций, с 1967 носит назв. "Музична Украпна". В 1954-69 издавался журн. "Мистецтво" ("Искусство"), с 1970 — "Музика". Высокого уровня и массового размаха достигла художеств. самодеятельность города. Симф. оркестры, оперные студии, разл. инстр. ансамбли, хор. коллективы, балетные студии и др. работают при мн. клубах и дворцах культуры. В К. имеются центральный, областной и городской Дома нар. творчества. В 1936 была проведена первая респ. олимпиада самодеятельного иск-ва, с этого времени подобные смотры стали традиционными. Лучшие исполнительские самодеят. коллективы и солисты принимают участие в декадах и днях укр. лит-ры и иск-ва в Москве и союзных республиках.
Литература: Закревский Н. В., Описание Киева, т. 1-2, М., 1868; Миклашевский И., Очерк деятельности Киевского отделения Русского музыкального общества (1863-1913), Киев, 1913; 40 лет украинской советской музыки, "СМ", 1957, No 12; Нариси з icтоpiп yкpaпнськoп музики, ч. 1 — 2, Kипв, 1964; История Киева, т. 1-2, К., 1963-64; Путь советского искусства. Материалы научной конференции, М., 1968; История музыки народов СССР, т. 1-4, М., 1970-73; Козицький П., Спiв i музика в Кипвський академiп за 300 рокiв iп iснування, Кипв, 1971.
Л. Б. Архимович.