Кетле (Quetelet) Ламбер Адольф Жак (22.02.1796, Гент — 17.02.1874, Брюссель) — франко-бельгийский ученый-математик, естествоиспытатель, один из крупнейших статистиков 19 в., создатель математических (в частности, вероятностных) методов обработки социальной информации; инициатор создания национальных статистических обществ в Англии и Франции, Международной статистической ассоциации, одну из задач которой видел в мировом распространении унифицированных методик, показателей.
Одновременно с Контом Кетле создал свою социальную физику — науку об общественной жизни, которая подобно другим формам природы управляется законами помимо воли человека. В отличие от Конта, считавшего, что методами этой науки должны быть методы естественных наук (Позитивизм в социологии), Кетле развил концепцию специфического метода науки об обществе — статистического. По мнению Кетле, специфичность и неповторимость составляют основополагающую характеристику явлений этой области исследований. По изучению одного факта нельзя судить о ряде фактов, кажущихся однородными; необходим статистический анализ возможно большего количества данных.
Кетле пришел к идее создания новой науки об обществе, отталкиваясь от традиции социальных эмпирических обследований (Арифметика политическая, Статистика моральная. Гигиена социальная), подняв их на качественно новый уровень. С именем Кетле в истории науки связан переход социальной статистики от сбора и количественного описания данных к установлению постоянных корреляций показателей, или статистических закономерностей. Выявленные им с помощью математического вероятностного анализа постоянные соотношения показателей Кетле трактовал как объективные социальные законы.
Так, из статистического факта устойчивых числовых корреляций между видами преступлений, полом, происхождением, возрастом, местом проживания и т. д. преступника Кетле делал вывод о том, что определенное число и определенные виды преступлений сопровождают общество с необходимостью закона природы. Описание общества в целом достигается, по мнению Кетле, с помощью обнаружения характеристик "среднего человека". Человек понимался при этом не в качестве конкретной личности, а как член общества, как звено в статистической последовательности. Искусственная единица "среднего человека" (нечто от среднего арифметического или центра тяжести) означала среднестатистический показатель основных физических и моральных качеств данной нации. Высоко оценивая богатство статистических материалов и методик Кетле, К. Маркс отмечал, что социологическое объяснение установленных им статистических связей ему не удавалось в связи с тем, что оно проводилось с позиций механистического детерминизма, а его концепция "среднего человека" родственна метафизическим концепциям универсальной человеческой природы.
Соч.: 1) Социальная физика или опыт исследования о развитии человеческих способностей. К., 1911.