Советская историческая энциклопедия
(Kant), Иммануил (22.IV.1724 — 12.II.1804) — нем. философ, родоначальник нем. классич. философии. Род. и прожил всю жизнь в Кёнигсберге (ныне Калининград). Окончил Кёнигсбергский университет (1745); приват-доцент этого университета с 1755, проф. с 1770. Творчество К. распадается на два периода — докритический (до нач. 70-х гг.) и критический.
=====
Докритич. период характеризуется преимуществ. интересом К. к естествознанию и натурфилософии. К этому периоду относится его космогонич. гипотеза, изложенная в соч. "Всеобщая естественная история и теория неба" ("Allgemeine Naturgeschichte und Theorie des Himmels", Königsberg-Lpz., 1755), — "... величайшее завоевание астрономии со времени Коперника" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 56). Согласно К., Солнечная система возникла естественным путем на основании законов механич. движения из гигантского облака разреженных частиц материи. Хотя К. был далек от того, чтобы сделать из своей гипотезы материалистич. и атеистич. выводы, они объективно содержались в ней. Большое значение К. придавал ист. подходу к естеств.-науч. исследованию. Признавая закономерность обществ. процесса, К. в то время указывал на естественную среду и экономические отношения как на его основу. Молодой К. испытал сильное влияние Руссо, не разделяя, однако, его иллюзий относительно идиллического характера первоначальных ступеней человеческой истории.
=====
Осн. произв. К. критич. периода — "Критика чистого разума" (Riga, 1781, рус. пер., СПБ, 1867, 1907, 1915), "Критика практического разума" (1788), "Критика способности суждения" (В.-Libau, 1790, рус. пер. 1898). Здесь К. выступает как агностик, утверждающий непознаваемость объективного мира ("вещи в себе"), его философия — своеобразный компромисс между идеализмом и материализмом. "Когда Кант допускает, что нашим представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в себе, — то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней, — Кант выступает как идеалист" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 184-85).
=====
Вместе с тем названные произведения К. дали огромный толчок для развития диалектического мышления. Плодотворным было выяснение активной роли субъекта в процессе познания, постановка вопроса о создании содержательной логики, идея неизбежности противоречий в познании, акцентирование роли долга в нравственном воспитании, изучение специфики эстетического.
=====
По обществ. взглядам К. — просветитель умеренного направления, противник применения насилия как средства решения социальных проблем. Он был идеологом передовой нем. буржуазии. По словам Маркса, "... философию Канта можно по справедливости считать немецкой теорией французской революции..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 88). Философия истории зрелого Канта изложена им в работах "Идея всеобщей истории" (1784) и "Предполагаемое начало истории человечества" (В., 1786, рус. пер. в кн.: "Родоначальники позитивизма", в. 1, СПБ, 1910). К. считал, что естеств. причины возникновения человеч. рода недоступны для познания, он исходил из факта существования уже готового человека, обладающего прямой походкой, наделенного речью и живущего в благоприятных природных условиях. Плодотворной была мысль К. о едином происхождении всех человеч. рас. В социально-политич. учении К., как и в его натурфилософии, понимание ист. закономерности развития сочеталось с уступками религии и телеологии. Рассматривая всемирную историю в целом, К. видит прогрессивное развитие человечества, намечает нек-рые его стадии: 1) дикая охотничья жизнь; 2) начало труда, возникновение земледелия и скотоводства; 3) отделение земледелия от скотоводства, появление неравенства, зарождение "примитивной государственности". Дальнейшее совершенствование гос. устройства, по К., все больше приближает человечество к осуществлению цели истории — достижению всеобщего правового гражд. состояния.
=====
Важным вкладом К. в подготовку науч. взгляда на развитие общества была высказанная им догадка о роли социальных антагонизмов как источника прогресса. Антагонизм — это та сила, указывал К., к-рая действует в обществе независимо от личных устремлений людей. Человек хочет согласия, но природа лучше знает, что составляет благо для его рода: она стремится к раздору. Этот неискоренимый раздор, завистливо соревнующееся тщеславие, ненасытное желание владеть и господствовать явились, по К., причиной возникновения гос-ва — великого орудия прогресса. С целью спасти себя от взаимного истребления люди создают гос-во, передавая ему часть своих прав. Нечто подобное должно произойти, по мнению К., и в отношениях между гос-вами: войны, соперничество в вооружении и т. д. с силой необходимости заставляют гос-ва искать выхода из беззаконного состояния; хотят ли люди этого или нет, но логика истории, полагал К., сами объективно складывающиеся обстоятельства заставляют гос-ва объединиться с целью сохранения мира. В работе "К вечному миру" (Königsberg, 1795), рус. пер. в сб.: "Трактаты о вечном мире", М., 1963, К. набросал план осуществления своей идеи. Он не брался предсказать время создания мирного союза, но считал, что его идея "... практически достижима и обязывает нас работать во имя этой (не столь уж призрачной) цели" (указ. соч., с. 172).
=====
Все ценное и прогрессивное, что имелось в учении К., было воспринято последующим развитием нем. классич. философии, подготовившей возникновение диалектич. и ист. материализма. Реакц. стороны учения К. возродились в 60-е гг. 19 в. в т.н. неокантианстве, интерпретировавшем философию К. в духе субъективного идеализма.
=====
Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-23, В., 1910-55; Zur Geschichtsphilosophie, В., 1946; в рус. пер. — Соч., т. 1-2, M., 1963-.
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 Изд., т. 14; Асмус В., Философия И. Канта, М., 1957; Галанза П. Н., Учение И. Канта о государстве и праве, М., 1960; Сережников В., Кант, М.-Л., 1926; Фишер К., История новой философии, т. 4-5, СПБ, 1906-10; Гулыга А. В., Ист. взгляды нем. просветителей XVIII в., "ННИ", 1963, No 3; Adler M., Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik, W., 1924; Görland A., Kant als Friedensfreund, Lpz., (1924); Ebbinghaus J., Kants Lehre vom ewigen Frieden und die Kriegsschuldfrage, Tübingen, 1929; Dörpinghaus W., Der Begriff der Gesellschaft bei Kant, (Köln, 1959). Eisler B.., Kant-Lexicon, В., 1930.
=====
А. В. Гулыга. Москва.