Большая советская энциклопедия
I
Ка́но (Canо)
Алонсо (крещен 19.3.1601, Гранада, — умер 3.9.1667, там же), испанский скульптор и живописец, представитель Барокко. Учился в Севилье у Х. Монтаньеса и Ф. Пачеко (с 1616). Работал в Севилье (до 1637), Мадриде, Валенсии, Гранаде (с 1652). Идущая от традиций деревянной раскрашенной скульптуры полихромная пластика К. (ретабло церкви Санта-Мария в Лебрихе, провинция Севилья, 1628—38; статуи и бюсты святых для собора в Гранаде, 1658—60) монументальна по характеру, отличается тонкой одухотворённостью и жизненно-конкретной экспрессией. Менее самобытна живопись К. («Мадонна, вручающая младенца Христа св. Антонию», 1645—52, Прадо, Мадрид; цикл картин «Семь радостей Марии», 1652—64, собор в Гранаде), отмеченная чертами идеализации, внешней красивости и влиянием итальянского искусства. Созданный К. проект западного фасада собора в Гранаде осуществлен в 1703 архитектором Х. Гранадосом
Лит.: Wethey Н. Е., Alonso Canо, Princeton, 1955.
Дерево. А. Кано, П. Де Мена. «Св. Антоний Падуанский с младенцем Христосом». 1653—57. Провинциальный музей изящных искусств. Гранада.
А. Кано. «Мадонна» (фрагмент). Дерево, роспись. 1660. Собор в Гранаде.
II
Ка́но (Kano)
город на С. Нигерии, административный центр штата Кано. 351,2 тыс. жителей (1970). Ж.-д. станция. Узел шоссейных дорог. Аэропорт международного значения. Крупный центр ремесла и торговли арахисом, хлопком, козьей кожей и шкурами. Производство: арахисового масла, мясных консервов, мыла, кожаной обуви, дубильных веществ, цемента; текстильная фабрика. До 19 в. К. — столица города-государства народа хауса — Кано (см. Хауса государства).
III
Кано́
одна из школ японской живописи, существующая со 2-й половины 15 в. и названная по имени своих основателей Кано Масанобу и Кано Мотонобу. Для произведений художников К. раннего этапа (2-я половина 15 — 1-я половины 16 вв.; главным образом пейзажи, живопись «цветов и птиц» на свитках, ширмах, раздвижных дверях), опиравшихся на традиции школы Ямато-э и монохромной живописи, характерно сочетание условно-декоративной композиции с подчёркнуто правдоподобными деталями (птицы, ветки деревьев). В живописи К. периода расцвета (конец 16 — 1-я половина 17 вв.) отдельные детали, приобретая некоторую условность, целиком подчиняются орнаментально-декоративному строю композиции (Кано Эйтоку, Кано Санраку, Кано Танью и др.). Живопись художников К. во 2-й половине 17—20 вв. (Кано Ясунобу, Кано Цунэнобу, Тайкан Екояма и др.) при всём мастерстве исполнения становится иногда холодной и безжизненной, являясь, в сущности, повторением старых образцов.
Лит.: Бродский В. Е., Японское классическое искусство, М., 1969.
Кано Мотонобу. «Водопад». Свиток. 16 в. Живопись на бумаге. Монастырь Дайдзэнин. Киото.
Кано Эйтоку. «Кипарисы». Фрагмент ширмы. 16 в. Живопись на бумаге. Национальный музей. Токио.
Кано Цунэнобу. (1636—1713). «Павлин и птицы-фениксы». Ширма. Токийский национальный университет изящных искусств и музыки. Живопись на бумаге.
Кано Мотонобу. «Цветы и птицы». 16 в. Живопись на бумаге. Монастырь Дайдзэнин. Киото.
Кано Танъю (1602—74). «Озеро Дзиху». Свиток. Собрание Катакияма Кадзукиё. Токио. Живопись на бумаге.
Кано Масанобу [1434—1530(?)]. «Сю Мосюку любуется цветами лотоса». Свиток. Живопись на бумаге. Национальный музей. Токио.
Кано Мотонобу. Пейзаж из серии «Восемь видов Киото». Свиток. Живопись на бумаге. Конец 15 — 1-я половина 16 вв. Монастырь Такайэн. Киото.