Новая философская энциклопедия

ИВАНОВ-РАЗУМНИК

ИВАНОВ-РАЗУМНИК (наст. имя и фам. Разумник Васильевич Иванов; псевдонимы: Р.Новосельский, В.Холмский, Скиф, Тугарин, Ипполит Удушьев, Р.Корсаков) [13 (25) декабря 1878, Тифлис – 9 июня 1946, Мюнхен] – русский историк общественной мысли, литературный критик, публицист. Учился на математическом отделении физико-математического факультета Петербургского университета (1897–1902), одновременно посещал лекции на историко-филологическом факультете, занимаясь в семинаре у профессора А.С.Лаппо-Данилевского. Активно участвовал в революционном движении, неоднократно арестовывался, солидаризовался с партией эсеров. Сотрудничал в радикальных и либеральных общественно-политических изданиях: газ. «Трудовая Россия», «Знамя труда», «Дело народа», «Земля и воля», журн. «Русская мысль», «Заветы», «Наш путь» и др. Иванов-Разумник – идеолог «неонародничества». Главные постулаты его «философии смыслотворчества»: антимещанство, этический индивидуализм и социализм, трактуемые не в марксистском, а в народническом духе. Свою мировоззренческую систему, центральное место в которой отведено ценностям свободной личности и благу народа, называл «имманентным субъективизмом». Исторический процесс в России представлен у него дихотомией оппозиционных «общественных групп»: интеллигенции и мещанства. Выдвинул концепцию основополагающей роли интеллигенции в жизни русского общества, отвергнутую позже веховцами. Основатель и лидер литературной группы «Скифы» (1917–18), идеи которой повлияли на становление идеологии евразийства [ЕВРАЗИЙСТВО]. Организатор Вольной философской ассоциации («Вольфила», 1919–24), где возглавлял культурно-философский и литературный отделы. В духовном максимализме, катастрофизме и динамизме «скифства» видел возможность преодоления кризиса гуманизма западной культуры. Приветствовал Октябрьскую революцию как первый этап на пути к чаемой им духовной революции, обновлению культуры и настоящему освобождению человечества, которое не удалось христианству. С кон. 1920-х гг. отстранен от активной литературной и общественной жизни. В 1933–39 арестовывался и находился в ссылке. С 1941 попал в зону немецкой оккупации, в 1942–43 содержался в лагере для перемещенных лиц. Остаток жизни провел в Германии. Одним из первых зафиксировал и осудил в печати большевистский террор 1920–30 гг.

Сочинения:

1. История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни 19 в., т. 1–2. СПб., 1906;

2. О смысле жизни. Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов. СПб., 1908;

3. Литература и общественность, СПб., 1910;

4. Русская литература 20 века (1890–1915). Пг., 1920;

5. Что такое интеллигенция, Берлин, 1920;

6. Заветное. О культурной традиции. Пг., 1922;

7. Писательские судьбы. Нью-Йорк, 1951;

8. Тюрьмы и ссылки. Нью-Йорк, 1953.

Литература:

1.  Переписка А.Блока с Ивановым-Разумником. Вступ. статья, публ. и комм. А.В.Лаврова. – «Литературное наследие», 1981, т. 92, кн. 2;

2. Иванов-Разумник: личность, творчество, роль в культуре. СПб., 1996;

3. Hoffman St. Scythian Theory and Literature. – Art, Society, Revolution: Russia. 1917–1921. Stokh., 1979;

4. Dobringer E. Der Literaturkritiker R.V.Ivanov-Razumnik und seine Konzeption des Scythentums. Münch., 1991.

Архивы:

1. РГАЛИ, ф. 1782;

2. ИРЛИ, ф. 79, ф. 377;

3. ГПБ, ф. 124, 211, 326, 634, 1000, 1029;

4. ΟΡ РГБ, ф. 109, 135, 167, 251, 356, 358, 369, 371, 386, 453, 633.

Ю.В.Синеокая



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте