(от лат. inventio — изобретение, выдумка) — обозначение небольшой пьесы, указывающее на роль в ней муз. изобретательности, выдумки — как в отношении мелодики, так и в отношении развития: тематич. ядра, построения формы. Первым термин "И." применил К. Жанекен (многогол. песни "Inventions musicales", 2 выпуска, 1555). Нередко обозначение И. использовалось в качестве подзаголовка или характеристики произв. в предисловии к ним; порой оно сочеталось с дополняющими словами ("Inventioni curiose" Дж. Б. Витали из собрания "Artificii musicali", op. 13, 1689). И. для скрипки соло ор. 10 Ф. А. Бонпорти (1713) были собственноручно переписаны И. С. Бахом и поэтому долгое время рассматривались как его сочинения. Возможно, что они послужили прообразом широко известных И. самого И. С. Баха. Это собрание двухгол. пьес из "Клавирной книжечки для В. Ф. Баха" (1720), занимающих промежуточное положение между полифонич. прелюдиями и фугами И. С. Баха; первоначально они были названы преамбулами. Трёхгол. пьесы того же типа Бах сначала назвал фантазиями, позднее переименовал их в симфонии. По мысли Баха, его И. должны были служить выработке техники двухгол. и трёхгол. игры, а также побуждать к муз. находкам и их последоват. разработке. Близки к И. нек-рые прелюдии из "Хорошо темперированного клавира" и пьесы из "Клавирных упражнений". Название И. изредка применялось и композиторами 20 в. (Э. Пеппинг, И. для малого орк., 1931; Б. Блахер, 2 И. для oрк. op. 46; M. Буттинг, 6 И. для секстета смешанного состава, 1950; Г. Рейтер, И. для фп. ор. 25; Г. Клебе, 4 И. для фп. ор. 26 и др.). А. Берг построил 3-е действие оперы "Воццек" в виде 6 И., т. е. 6 муз. форм, осн. на том или ином избранном материале (И. в виде темы с вариациями, И. с орг. пунктом, И. с единым ритмом и др.). В "Детском альбоме" для фп. А. И. Хачатуряна переложение Adagio из балета "Гаянэ" названо И. Цикл И. для органа принадлежит Б. И. Тищенко.
Литература: Скребков М., Полифонический анализ, М., 1940, с. 115-121; Протопопов В. Л., История полифонии в ее важнейших явлениях, (вып. 2). Западно-европейская классика XVIII-XIX веков, М., 1965, с. 177-178 (об инвенциях И. С. Баха); Schering A., Geschichtliches zur "ars inveniendi" in der Musik, "JbP", Jahrg. XXXII, 1925, Lpz., 1926; Jode Fr., Die Kunst Bachs, dargestellt an seinen Inventionen, Wolfenbьttel, 1926, 1957; David J. N., Die zweistimmigen Inventionen von J. S. Bach, Gцttingen, 1957; его же, Die dreistimmigen Inventionen J. S. Bachs, Gцttingen, 1959.
А. О. Гриневич.