Советская историческая энциклопедия
(от лат. inquisitio — расследование, розыск) — особый церк. суд по делам о еретиках в католич. церкви, существовавший с 13 по 19 вв. Была создана для борьбы с ересями, суда и расправы над участниками нар. антифеод. движений. Боролась с любым проявлением свободомыслия, оппозиции церкви и охраняемому ею феод. строю. Учреждена в эпоху альбигойских войн папой Иннокентием III (1198-1216), поручившим в 1204 ее осуществление монахам цистерцианского ордена (сначала в юж. областях Франции). При папе Гонории III (1216-1227) папская И. распространилась и на терр. Италии. Окончательно оформлено учреждение И. было при Григории IX (1227-1241), к-рый передал ее в руки нищенствующих орденов доминиканцев, а также францисканцев и установил инквизиц. трибуналы в ряде стран Европы (в Германии, Испании, Португалии и др.). И. в своей деятельности целиком зависела от папства и опиралась повсюду на содействие и поддержку светских властей. Она лишала обвиняемых всяких гарантий благодаря тайному и произвольному ходу судопроизводства и полной независимости от светской суд. власти (члены инквизиц. трибунала, непосредственно зависевшие от рим. папы, обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью местным светским и церк. властям). Широкое применение жестоких и изощренных пыток, вознаграждение доносчика имуществом обвиняемого, материальная заинтересованность самой И. и исполнявшей ее приговоры светской власти сделали И. бичом католических стран Европы. "Раскаявшиеся еретики" редко выходили из-под власти И., обычно они попадали в тюрьму и лишались своего имущества под видом издержек суд. процесса. "Упорствующие" же передавались в руки светской власти для "бескровного наказания", что означало сожжение на костре (см. Аутодафе). Инквизиц. наказание постигало не только живых, но даже мертвых и бежавших, и было сопряжено с позором и лишением прав для потомков наказанного. Сотни тысяч людей погибли в застенках и на кострах И. Только за 18 лет деятельности исп. инквизитора Торквемады было сожжено заживо 10220 чел., а фигурально (после смерти или в случае отсутствия — в виде изображения) — 6860; св. 97 тыс. чел. пострадали от И. вследствие конфискации имущества, тюремного заключения, лишения службы и т. д. Зверства И. вызывали против нее массовые нар. выступления (в Тулузе в 1235, 1237; в Нарбонне в 1233-38, 1248; во Флоренции в 1237, 1245, мятежи в Сарагосе, Валенсии и др. исп. городах в 80-х гг. 15 в.). С ростом королевской и упадком папской власти И. попала в зависимость от светской власти. С победой протестантизма в ряде стран Европы поле деятельности И. было сужено. Но уже в период контрреформации Павел III учредил в Риме верховный инквизиц. трибунал (1542). В 16-17 вв. И. была грозным орудием католич. церкви в борьбе с передовыми идеями, наукой (были сожжены на костре Дж. Бруно, Дж. Ванини, подвергнуты преследованиям Кампанелла, Галилей и др., уничтожено много книг, изобретений). Особенно свирепствовала И. в Испании, где с кон. 15 в. она стала гос. королев. учреждением, направленным не только против "еретиков", политич. противников абсолютизма, но и против мавров и евреев, что привело к массовой эмиграции нехрист. части населения и способствовало упадку Испании. Исп. и португ. завоеватели перенесли И. в свои амер. колонии (16 в.). На совести И. лежат массовые "ведовские процессы" в странах Европы в 15-17 вв., приведшие к гибели десятки тысяч людей, особенно женщин (см. Ведовство.)
=====
В 18 в. И. была уничтожена как суд. учреждение в большинстве стран Зап. Европы, а в 19 в. — в Португалии (1820), Испании (1834), Папской обл. (1859) и в исп. и португ. колониях Америки (с падением в них колониального режима). Последний акт сожжения на костре, имевший место в 1826 в Испании, вызвал бурное возмущение против И. во всей Европе.
=====
Совр. папство сохранило И. в качестве высшего дисциплинарного учреждения католич. церкви — Конгрегации свящ. канцелярии, или Конгрегации И. Она ведает делами цензуры, издает декреты об отлучении, об отрешении от сана, разрешает и запрещает издание книг для католиков, разрабатывает догматич. положения. Декрет И. от 1949, отлучавший от церкви всех сочувствующих коммунистам, еще раз подчеркнул реакц. роль И.
=====
Православная церковь, не имевшая спец. учреждений, подобных И., на практике применяла методы преследования еретиков, принятые католич. церковью, вплоть до сожжения. Протестантские церкви (в частности, кальвинисты) также действовали инквизиц. методами в деле Сервета, Сейлемском процессе против "ведьм" в США (1692) и др. Методы ср.-век. И. воскрешались в период 2-й мировой войны фашистами.
=====
Лит.: Лозинский С. Г., История инквизиции в Испании, СПБ, 1914; Ли Г. Ч., История инквизиции в ср. века, пер. с франц., т. 1-2, СПБ, 1911-12; Льоренте Х.-А., Критич. история исп. инквизиции, пер. с франц., т. 1-2, М., 1936; Грекулов Е. P., Из истории святой инквизиции в России, М., 1929; Рожицын В. С, Джордано Бруно и инквизиция, М., 1955; Guiraud J., Histoire de l'inquisition au moyen âge, v. 1-2, P., 1935-38; Dossat I., Les crises de l'inquisition toulousaine au XIII-e siècle (1233-1273), Bordeaux, 1959.
=====
И. А. Энгельгардт. Москва.