Советская историческая энциклопедия

ИНДУИЗМ

Одна из мировых религий; насчитывает св. 350 млн. последователей (1950). И. локализован почти исключительно Индией (ок. 95% последователей И. — индусов — живет в Индии). Кроме Индии, И. имеет приверженцев в Пакистане (ок. 8-9 млн. ч.), а также на о. Бали (Индонезия, ок. 1 млн. ч.), на о-вах Фиджи, в ЮАР, в Брит. Гвинее, куда его занесли в разное время переселенцы из Индии. Представляет собой сложный комплекс религ. верований, взглядов, представлений и обрядов и своими корнями уходит в древнейшую культуру аборигенов (дравидов и мунда), в ведическую религию и религию брахманизма. Зарождение мн. существенных элементов И. большинство индологов относит к сер. 1-го тыс. до н. э. Их возникновение связано с внутр. трансформацией, к-рую претерпевал брахманизм под влиянием изменившейся социальной обстановки (разложение первобытнообщинного строя, развитие клас. отношений, гибель племенной демократии, усиление эксплуатации трудящихся масс), породившей массу сектантских учений, к-рые выступали против привилегированного положения жречества, обрядности, дорогостоящих жертвоприношений. В ходе трансформации брахманизм сумел не только выжить, но и приспособиться к господствовавшему в то время буддизму, а затем и ассимилировал его. Трансформация брахманизма, придавшая ему новую форму, к-рую обычно и наз. И., состояла в том, что ведущую роль в нем начала играть не внешняя, культовая сторона, как было прежде, а внутр., морально-этическая, хотя обряды продолжают сохранять и здесь чрезвычайно важное значение. Более или менее четко сложившийся к нач. 1-го тыс. н. э. И. после долгой борьбы с буддизмом и джайнизмом с утверждением феод. отношений в Индии (в правление династии Гуптов) возвышается до положения господств. религии Индии. Осн. причина возвышения И. заключалась, по всей видимости, в том, что брахманское жречество было признано более надежной опорой феодальной власти, чем буддийское духовенство, замкнутое в монашеских орденах и монастырских обителях. Окончательно сложившаяся в эту эпоху догматика и обрядовая сторона индуизма как религии в дальнейшем не претерпевает сколько-нибудь существенных изменений. В отличие от др. мировых религий, И. не имеет строго канонизированных источников. Особо священными книгами И. считаются Веди. Однако практически наибольшее значение имеют эпич. поэмы "Махабхарата" (особенно "Бхагавадгита") и "Рамаяна", "Пураны", религ.-правовые кодексы шастры (наиболее известны "Законы Ману") и сутры. Все эти произведения — своеобразный синкретизм фольклорной, мифологич., апокрифич., историч. и филос. литератур. Мн. секты И. имеют свою собств. "священную" лит-ру. И. отличается аморфностью и расплывчатостью, что обусловлено значит. ролью перво- бытнообщинных и родоплем. отношений, сохранившихся в клас. обществе Индии. В И. выделяются: простые нар. верования, представляющие его реальную практику, и теория И. Простонар. верования отличаются большим разнообразием в зависимости от местных этнич. и нац. условий. В них широко распространены колдовство, магия, фетишизм, идолопоклонство и анимизм. Нар. верованиям присущ политеизм, почитание местных идолов и божков. Наличие множества богов и необходимость какого-то их "примирения" в общем пантеоне И. привели к выработке доктрины об аватарах, согласно к-рой разные боги провозглашаются воплощением гл. богов: Брахмы, Вишну и Шивы; последние два стали гл. богами двух осн. течений или толков И. — вишнуизма и шиваизма. Свое наиболее полное теоретич. обоснование И. находит в идеалистич. философии веданта. Оправдывая лишь монотеистич. религию и третируя нар. верования как примитивные, веданта в то же время признает их в той или иной форме в качестве "истины низшего порядка" (теория "двойственной истины"). Теория И. конечной и неизменной основой бытия провозглашает высшую духовную субстанцию (Брахмана), а конкретный эмпирич. мир, в силу его изменчивости, объявляет лишь временным, неистинным, иллюзорным отражением Брахмана и утверждает, что подлинное счастье и высшая цель жизни обретаются только в "приобщении человека к богу", его "постижении" человеком. Согласно теории И., "постижение бога" осуществляется тремя путями (марга): путь действия (карма) — соблюдение религ. ритуалов, выполнение кастовых обязанностей; путь эмоциональной преданности и любви к богу (бхакти); путь глубокого размышления, знания (джняна); Большое место в "постижении бога" отводится мистич. практике йогизма. Несмотря на большой разрыв между теорией И. и нар. верованиями, а также на большие различия между религ. сектами, в И. имеются и общепризнанные догмы: вера в перерождение душ в зависимости от поступков и деяний в предыдущих рождениях, соблюдение нек-рых общих норм в быту, в семейной жизни, соблюдение кастовых различий, признание коровы свящ. животным и запрещение употребления в пищу ее мяса и др.

=====

И., будучи господств. формой идеологии, широко проник во все сферы обществ. сознания (философия, иск-во, наука и т. д.) и оказал на них большое влияние. Как и всякая религия, И. оправдывает и закрепляет существование эксплуататорского строя и системы каст. Он объявляет касты божеств. установлением. Выполнение каждым человеком своих кастовых обязанностей провозглашается в И. одной из высших добродетелей; И. учит повиновению власть имущим. И. сковывал развитие рационалистич. философии и естеств.-науч. знаний. Бируни сообщает, напр., что инд. математики и астрономы раннего средневековья Брахмагупта и Варахамихира, чтобы уберечь себя от расправы жречества, вынуждены были давать мифологич. объяснение явлениям природы, в то время как они знали их науч. истолкование. В то же время под флагом И. проходили различные сектантские и еретич. движения, по своей сущности направленные против феодализма и господства офиц. И. Наиболее значит. из них было движение бхакти. Форму религ. реформаторства, получившего назв. неоиндуизма, как правило, принимала в новое и новейшее время идеология нац.-освободит. движения. Реформаторство породило об-ва Брахмо самадж, Арья самадж и др. Его крупнейшие представители (Рамакришна, С. Вивекананда, Д. Сарасвати, Ганди и др.) стремились "очистить" И. от догм, ритуалов, примитивных "наслоений" и сделать эту "очищенную" религию основой духовной жизни страны, в соответствии с изменившимися социально-экономич. условиями. Попытки реформации И. продолжаются и в совр. И. Наряду с этим активизировали свою деятельность идеологи реакц. воинствующего индусского шовинизма, ставящие, в частности, своей целью провозглашение И. гос. религией.

=====

С достижением политической независимости, ростом демократического движения и провозглашением Индии светским государством социальная база И. ослаблена, хотя он и продолжает оказывать глубокое влияние на широкие народные массы, особенно на крестьянство.

=====

* * *

=====

Исследование И. в Европе начинается в кон. 18 — нач. 19 вв. Большую роль в изучении И. играли индологи Англии: X. X. Уилсон (H. H. Wilson, Religious sects of the Hindus, L., 1958), M. Мюллер ("Шесть систем инд. философии", пер. с англ., М., 1901), М. Моньер-Уильямс (М. Monier-Williams, Buddhism in its connexion with Brahmanism and Hinduism..., L., 1889), Ч. Эллиот (Ch. Elliot, Hinduism and Buddhism, v. 1-3, L., 1921), A. Гоф (A. Gough, The philosophy of the Upanishads..., L., 1882), А. Б. Кизс (А. В. Keith, The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, half 1-2, Camb., 1925); Германии: П. Дёйсен (P. Deussen, The philosophy of the Upanishads, Edin., 1906), M. Вебер (M. Weber, The religion of India..., Glencoe, 1960, пер. с нем.), Г. Ольденберг (H. Oldenberg, Verwissenschaftliche Wissenschaft. Die Weltanschauung der Brahmana-texte, Gött., 1919), X. Глазенапп (H. Glasenapp, Der Hinduismus..., Münch., 1922); Франции: Л. Рену (L. Renou, Religions of ancient India, L., 1953; L. Renou et J. Filliozat, L'Inde classique. Manuel des études indiennes, t. 1-2, P., 1947-53), A. Даниелу (A. Daniélou, Le polytéisme hindou, P., 1960).

=====

В рус. дореволюц. индологии преобладал интерес к буддизму, однако работы рус. буддологов В. П. Васильева ("Буддизм, его догматы, история и лит-ра", ч. 1-3, 1857-69), И. П. Минаева ("Буддизм. Исследования и мат-лы", т, 1, в. 1-2, СПБ, 1887) и др. освещали также важные стороны И. Видную роль в исследовании И. в 20 в. начинают играть инд. ученые: Р. Г. Бхандаркар (R. G. Bhandarkar, Vaisnavism, saivism and minor religious systems, Stras., 1913), С. H. Дасгупта (S. N. Dasgupta, A history of Indian philosophy, v. 1-5, Camb., 1922-25), С. Радхакришнан ("Инд. философия", т. 2, пер. с англ., М., 1957), С. Ч. Чаттерджи (S. Chatterjee, The fundamentals of hinduism, Calcutta, 1950) и др. Бурж. индологи проделали значит. работу по выявлению, публикации и переводу источников И., анализу мн. его аспектов, определению хронологич. рамок его развития и т. д. Однако они, как правило, исходят из предпосылки, что И. представляет собой весь образ жизни инд. народа, его основу. Одни (М. Мюллер, П. Дёйсен, С. Ч. Чаттерджи и др.) провозглашают религ. мистицизм И. высшим достижением инд. народа и его гл. вкладом в мировую культуру; его усвоение всем миром поможет якобы спасти совр. западную цивилизацию от того кризиса, в к-ром она оказалась из-за своего "материального" "прагматич." характера. Другие же (М. Моньер-Уильямс, Г. Оль-денберг, А. Гоф) считают, что И. делает инд. народ пассивно-созерцательным, игнорирующим вследствие этого практич. запросы реальной мирской жизни, но вместе с тем они подчеркивают, что из такого состояния индусов может пробудить только усвоение "динамич. духа зап. цивилизации". Нек-рые совр. индологи (Рену, Даниелу, Ж. Филлиоза и др.) пытаются проводить исследование И. с "нейтральной" позиции "чистой фактологии", руководствуясь неопозитивистской методологией. В последнее время все большее значение приобретают работы марксистских исследователей: В. Рубена (ГДР) (W. Ruben, Geschichte der indischen Philosophie, В., 1954); в Индии Ш. А. Данге ("Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельч. строя", пер. с англ., М., 1950). С марксистских позиций пытаются исследовать И. инд. ученые: Д. Д. Косамби (An introduction to the study of Indian history, Bombay, 1956), Д. П. Чаттопадхьяя ("Локаята даршана. История инд. материализма", пер. с англ., М., 1961), К. Дамодарана ("Дух Индии", Эрнакулам, 1957, на яз. малаялам) и др. В Сов. Союзе И. и его отд. аспекты получили освещение в работах М. А. Рейснера ("Идеологии Востока", М.-Л., 1927), А. П. Баранникова (предисловие к пер. "Рамаяны", М.-Л., 1948), М. И. Тубянского ("Индуизм, религия и общество в совр. Индии", в сб.: Избр. труды рус. индологов-филологов, М., 1962), А. М. Дьякова ("Нац. вопрос и англ. империализм в Индии", М., 1948), В. Е. Краснодембского ("Индуизм", в сб.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, (т.) 1, М.-Л., 1957), Г. Ф. Ильина ("Религии древней Индии", М., 1959) и др. Большую работу по изучению И. проделал Б. Л. Смирнов во вступит. статьях и комментариях к своему переводу "Махабхараты".

=====

Лит.: (кроме указ. в ст.): Барт А., Религии Индии, пер. с франц., М., 1897; Шантеппи-де-ля Соссей П. Д., Иллюстрированная история религии, пер. с нем., т. 1, М., 1899; Farquhar J. N., An outline of the religious literature of India, L. — N. Y. — Oxf., 1920; Catalogue of books on philosophy and religion: Hinduism, Jainism... etc., Bombay, (1955).

=====

H. П. Аникеев. Москва.

В других словарях



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте