Советская историческая энциклопедия
Республика Индонезия (Republik Indonesia), — гос-во в Юго-Вост. Азии, на о-вах Малайского архипелага. Площ. 1904,3 тыс. км2. Нас. ок. 98 млн. чел. (1962). Столица — г. Джакарта. Нас. говорит более чем на 150 языках и диалектах. Гос. язык — индонезийский. Преобладающая религия — ислам. Глава гос-ва — президент, являющийся одновременно премьер-министром и главнокомандующим вооруж. силами. Высший орган гос. власти — Врем. нар. консультативный конгресс. Гос. флаг и герб см. в таблицах к статьям Флаг государственный и Герб государственный.
—***—***—***—
Исторический очерк
=====
В истории И. можно выделить следующие осн. периоды: 1) Период первобытнообщинного строя (до 2 в. н. э.). 2) Период возникновения клас. общества и ранних гос. образований (2 — сер. 7 вв.). 3) Период раннего феодализма (сер. 7-11 вв.). 4) Период развитого феодализма (11-15 вв.). 5) Колониальный период (16 в. — 1945). Этот период, характеризующийся в социально-экономич. отношении консервацией феод.-крепостнич. пережитков и уродливым однобоким развитием капиталистич. отношений, делится на подпериоды: с нач. 16 в. до кон. 18 в. — время, когда самостоят. ист. развитие И. было нарушено европ. колонизаторами и в И. установилась колон. система нидерл. Ост-Индской компании (ОИК); с кон. 18 в. до 70-х гг. 19 в. — время, когда осн. формой эксплуатации народа И. капиталистич. Голландией была гос. крепостнич. эксплуатация; с 70-х гг. 19 в. до 1917 — время, характеризующееся широким проникновением иностр. частного капитала в И., установлением системы империалистич. эксплуатации И., зарождением националистич. революционно- демократич. движения; 1918-45 — время, характеризующееся обострением противоречий между индонез. народом и иностр. империализмом и подъемом нац.-освободит. борьбы. 6) И. после провозглашения независимости (с 1945). Этот период делится на подпериоды: от провозглашения независимости до передачи И. Нидерландами суверенитета (1945-49); 1950-56 — борьба за единую республику и ликвидацию соглашений конференции "Круглого стола"; усиление борьбы национальных сил против реакции и остатков колониализма (с 1957).
=====
Период первобытнообщинного строя (до 2 в. н. э.). Терр. И. — один из центров формирования человека совр. типа (питекантроп, Homo soloensis (явантроп)). В ряде мест обнаружены памятники нижнего палеолита (патжитанская индустрия). В период верхнего палеолита и мезолита на б. ч. И. существовал юж. вариант бакшоно-хоабиньской культуры. В период неолита здесь сформировался культурно-хоз. комплекс, отличный от континентальных культур. Скелетные останки свидетельствуют о том, что обитатели Малайского архипелага в то время принадлежали к австралоидному и монголоидному типам. Эти племена занимались охотой, собирательством и рыбной ловлей. По-видимому, ок. 5 в. до н. э. в И. проникла культура донгсон (бронзовые барабаны и пр.). Переход к бронзе в осн. р-нах произошел во 2 в. до н. э. — 2 в. н. э. (а в ряде р-нов и позже). Развитые прибрежные р-ны во 2 в. н. э. начали переход к железному веку. В период неолита и бронзы население большинства островов И. по своему антропологич. облику относилось к индонез. типу и говорило, по-видимому, на языках индонез. семьи языков. Осн. занятием населения было земледелие (особенно в долинах крупных рек), рыболовство, в меньшей степени — охота. Осн. формой социальной орг-ции были роды и племена.
=====
Период возникновения клас. общества и ранних гос. образований (2 — сер. 7 вв.). Во 2-5 вв. с развитием производит. сил (применение жел. орудий, совершенствование ирригации, развитие ремесел и появление новых видов произ-ва — стеклоделие и др.) на терр. И. происходило формирование первых клас. обществ. Первые гос. образования возникли в прибрежных р-нах (см. карту Индонезия в IV — XI вв.). На Яве в это время существовали гос-ва Тарума (Зап. Ява), Калинга (Центр. Ява) и вост.-яванское гос-во, название к-рого неизвестно; на Суматре — Малайю в центре и Шривиджайя на Ю. вост. побережья; на Калимантане — гос-во, где правила династия Кундунги (вост. побережье), и малоизвестное гос-во на зап. побережье. Инд. религии — брахманизм (шиваизм) и буддизм, воспринятые господствующим классом, явились мощным средством воздействия на массы и способствовали упрочению первых гос-в.
=====
В наст. время в науке преобладает точка зрения, отрицающая массовые иммиграции из Индии, инд. завоевание и наличие инд. колоний в И.; т. н. "индийская колонизация", по-видимому, ограничивалась присутствием при дворах местных правителей инд. выходцев, преимущественно жрецов.
=====
Осн. производителями в возникших гос-вах были крестьяне-общинники, занимавшиеся орошаемым земледелием. Господствующий класс состоял из служилой знати и жрецов-брахманов; правители носили инд. титул "варман". Недостаток материалов не позволяет пока с достоверностью отнести индонез. общество этого времени к рабовладельч. или феод. формации. Специфич. чертой развития индонез. общества на ранних этапах было существование ряда обособленных историч. центров, для к-рых было характерно сочетание рисоводч. долинных р-нов с развитыми классовыми отношениями, и отсталых горных р-нов — поставщиков пряностей и т. д. В ряде гос-в развертывалось ирригац. строительство, оформлялись структура и идеология господств. класса. Происходил процесс усвоения господств. классом инд. культуры, философии (брахманистской и буддийской), письменности (санскрит), распространялось инд. изобразит. иск-во. К этому же времени сложились древнемалайский и древнеяванский языки.
=====
Период раннего феодализма (сер. 7-11 вв.). К 7 в. в И. сложились феод. отношения в формах, близких к индийским; эти отношения были основаны на сохранении общинной организации (деса), используемой для эксплуатации крестьян феодалами. Дальнейшее развитие производит. сил выразилось в расширении рисопроизводящих областей и в увеличении числа городов. Индонез. моряки и торговцы стали одной из осн. групп торговых посредников на Востоке. Начавшаяся борьба за контроль над проливами привела к возникновению не позднее сер. 7 в. на месте нескольких княжеств могущественной суматранской империи Шривиджайя. Во 2-й пол. 8 в. империя Шривиджайя, где к власти пришла династия Шайлендров, прочно закрепилась на Малаккском п-ове. На Центр. Яве, на месте гос-ва Калинги, в 1-й пол. 8 в. возникло гос-во Матарам, где правила шиваистская династия, основанная Санджайей. В сер. 8 в. потомки Санджайи были изгнаны на Вост. Яву и стали вассалами новых правителей Матарама из династии буддистов Шайлендра. При яванских Шайлендрах завершилось объединение б. ч. Явы. До недавнего времени не был решен вопрос о взаимоотношениях яванских и суматранских Шайлендров. В последних исследованиях они рассматриваются как родственные, но не связанные между собой правящие дома двух независимых гос-в.
=====
В сер. 9 в. прекратился период правления Шайлендров на Яве; на смену буддизму снова пришел шиваизм. 9-10 вв. — время расцвета суматранской империи Шривиджайя. В 1025 она потерпела поражение в борьбе с инд. гос-вом Чолов за контроль над торг. путями Юго-Вост. Азии. После этого центр экономич. и политич. жизни И. переместился в области, менее зависимые от внеш. факторов и базирующиеся в большей степени на собств. произ-ве. Такой областью стала к сер. 11 в. Ява, где гос-во Матарам объединило под своей властью богатые долины и крупные торговые города Центр. и Вост. Явы и о-ва Бали. При правителе шиваисте Эрланге (1019-42) была сделана попытка объединить всю Яву в рамках единого централизов. гос-ва. С этого времени оформляется осн. политич. центр ср.-век. И. — цент-рализов. феод. яванское гос-во.
=====
В период раннего феодализма Шривиджайя стала крупнейшим центром буддизма. Архитектурные памятники и лит. произв. сохранились почти исключительно на Яве. В области архитектуры это был период строительства великолепных храмов, не знающих себе равных во всей истории И.: шиваистские храмы на плато Диенг (храм Пунтадева и др., 7-8 вв.) и в Прамбанане (9-10 вв.), буддийск. храмы Боробудур (ок. 800), Павон, Мендут, храм Каласан (9 в.), комплексы Севу, Плаосан и др.
=====
Для др.-яванской лит-ры характерно сильное влияние санскритской лит-ры: прозаич. пересказы "Махабхараты" и стихотворный пересказ "Рамаяны" (9-10 вв.), поэма "Арджуанавиваха" (1035) Мпу Канвы. Известны богословские трактаты как буддийские ("Санг Хьянг Камахаяникан"), так и шиваистские ("Брахмандапурана", "Агастьяпарва"), кодекс законов, составленный Дхармавангсой (991-1007), "Шивашасама". Древнейшим дошедшим до нас лит. произведением на др.-яванском языке является "Чандакарана" (кон. 8 в.), представляющая собой руководство по стихосложению. Произведений др.-малайской литературы не сохранилось, однако не подлежит сомнению, что малайский лит. процесс столь же древен, как и яванский. Об этом свидетельствуют надписи на др.-малайском яз., относящиеся к концу 7 в.
=====
Период развитого феодализма (11-15 вв.). История И. этого времени связана с расцветом яванского гос-ва Кедири (возникло в 40-х гг. 11 в., после раздела Матара-ма на два гос-ва: Кедири и Джангала; ок. 1120 Кедири объединило почти всю территорию б. Матарама). По мере формирования экономич. единства И. Ява все более становилась экономич., культурным и политич. центром И. Экономич. и политич. консолидация Явы, Мадуры и Бали сопровождалась распространением влияния яванских гос-в на другие о-ва, прежде всего на Молуккские. В экономике это был период создания детализированной системы эксплуатации общинников иерархией наследственных и служилых феодалов, в идеологии — время все большей религ. унификации И. в рамках слившихся буддизма и шиваизма. Но тенденция к объединению еще не стала определяющей, периоды объединения чередовались с периодами феодальной раздробленности.
=====
Разгром войск Кедири отрядами восставших крестьян и оппозиционных феодалов в битве при Гантере (1222) и приход к власти династии, основанной Кен Ангроком (с этого времени Кедири называлось Сингасари), не остановил процесса консолидации. В кон. 13 в. гос-во Сингасари при Кертанагаре (1268-92) установило контроль над частью Суматры, юж. частью Малаккского п-ова, зап. частью Калимантана и др. р-нами. В кон. 13 в. гос-во Сингасари распалось. Тогда же на Яве сложилась империя Маджапахит и пришла в упадок и распалась суматранская империя Шривиджайя, торг. позиции которой были окончательно подорваны конкуренцией арабских торговцев и мусульманских кн-в Малаккского п-ова.
=====
В период существования империи Маджапахит (1293 — ок. 1520) в макс. степени были реализованы тенденции создания общеиндонез. гос-ва, действие к-рых наблюдалось еще с 11 в. Базой объединения б. ч. И. вокруг Явы, где в это время победили развитые феод. отношения, было не только быстрое развитие внутрииндонез. торговли и культурных связей, но и превращение Явы в поставщика риса для большинства о-вов, производящих экспортные культуры. В ходе борьбы за объединение И. выдвинулся талантливый политич. деятель Гаджа Мада, фактич. правитель Маджапахита в 1328-64. Этот первый период существования И. как единого гос-ва закончился на рубеже 14-15 вв., но его значение для развития страны велико. Сов. и индонез. ученые подчеркивают историческую роль Маджапахита в создании единого индонезийского государства в противовес ряду голландских авторов, приписывающих объединение И. в единое государство голландским колонизаторам.
=====
Существенно изменилось в 14 в. и внутриэкономич. и политич. положение на самой Яве. Развитие феодализма привело к четкому делению земель на общинные, домениальные, храмовые, пожалованные и частные (у крупных феодалов). Внутри класса феодалов оформилась группа крупных землевладельцев, занимавших высокие посты при дворе и, как правило, родственных махарадже; она противостояла массе служилых феодалов с их условными пожалованиями. Центр. власть строго следила за распределением зем. фонда — осн. источника доходов и пожалований. Система эксплуатации нашла свое отражение в своде законов, составленном при участии Гаджа Мады. В 14 в. в И. стал усиленно проникать (из Индии и Малакки) ислам. На Сев. Яве возникли мусульм. княжества, не признававшие власти махараджи Маджапахита. С сер. 15 в. империя Маджапахит стала ослабевать. Во 2-м десятилетии 16 в. империя Маджапахит распалась на ряд мусульм. кн-в. Однако сформировавшееся к этому времени экономич. и культурное единство Явы и прилежащих о-вов диктовало необходимость воссоздания единого гос-ва.
=====
Период развитого феодализма был временем наивысшего расцвета яванской лит-ры. При дворе короля гос-ва Кедири, прославленного философа Джаябхаи (1135-57), жил поэт Мпу Панулух — создатель эпич. поэм "Бхаратхаюддха" (совм. с Мпу Седахом, 1157), "Харивантса" и "Гатоткачасрая" (1188). В 13-14 вв., в период существования империи Маджапахит, в культуре И. нац. традиции занимали уже преобладающее место. В лит. произведениях др.-яванский яз. постепенно уступал место среднеяванскому, значительно очищенному от санскритской лексики. Для произведений, написанных на ср.-яванском яз., характерно сильное влияние фольклора ("Танту Пангеларан", "Чалон аранг"). Возник жанр яванского рыцарского романа (цикл Панджи). Среди наиболее значит. явлений яванской лит-ры, относящихся к этому периоду, — историч. поэма Прапаньчи "Нагаракертагама" (1365) и хроника Мпу Тантулара "Параратон". Как в архитектуре, так и в изобразит. иск-ве усиливались декоративное начало и черты символичности: храм Сингасари (14 в.).
=====
Колониальный период (16 в. — 1945). Нач. 16 в. — кон. 18 в. — проникновение европейцев, колониальная система нидерл. Ост-Индской компании. Процесс нового объединения Явы проходил в крайне неблагоприятной обстановке. Развитию производит. сил, внеш. торговле и связям отд. р-нов И. между собой и др. странами Азии был нанесен серьезный удар в результате все возраставшего с кон. 15 в. проникновения европейцев. После захвата Малакки (1511) и ряда пунктов на Молуккских о-вах португальцы установили контроль над традиц. мор. путями. Это привело к ослаблению яванских кн-в, помешало объединению Явы, к-рое могло бы создать предпосылки для дальнейшего прогрессивного развития феод. формации. К 1575 борьба между кн-вами, на к-рые распался Маджапахит, завершилась объединением б. ч. Центр. и Вост. Явы в гос-во Матарам. Основой хоз. жизни в 16 в. оставалась сел. община, члены к-рой имели право на зем. надел и использование общинных выгонов и пустошей. С. х-во сочеталось с ремеслом. Феод. эксплуатация крестьянства осуществлялась феод. классом частично в централизов. порядке (рента-налог, гос. барщина по перевозке грузов, строительству, заготовке топлива и т. п.), частично отд. феодалами, к-рые превратились в вассалов Матарама.
=====
После установления португ. контроля над традиц. торговыми путями индийские и др. купцы, стремясь избежать португ. поборов, стали направлять свои корабли в обход Малаккского пролива вдоль зап. берега Суматры от Аче к Зондскому проливу. Это способствовало укреплению на З. Явы княжества Бантам и превращению столицы-порта в крупный торговый центр, расширению власти его султанов на соседние р-ны. Спрос на перец приводил к росту этой экспортной культуры. Феодалы заставляли крестьян выращивать перец и сдавать его им в качестве зем. ренты — налога. Вместе с тем распространение культуры перца в нек-рых р-нах способствовало росту торг. земледелия, расслоению крестьянства и разрушению общинного землевладения. Аналогич. процессы происходили и в Аче на Сев. Суматре, где не только укрепилась власть султана над собственно Аче, но и расширялось его господство над соседними кн-вами и племенами внутр. р-нов острова.
=====
В 90-х гг. 16 в. началось проникновение в И. голландцев. Объединение нескольких голл. компаний в 1602 в акционерную компанию с большим акционерным капиталом — нидерл. Ост-Индскую компанию, создало мощную предпосылку для проникновения Нидерландов на В. В нач. 17 в. ОИК вытеснила португальцев с Молуккских о-вов. Голл. колонизатор Ян Питерсзон Кун построил первый европ. форт на Яве. Выросший вокруг форта на развалинах разрушенной голландцами Джакарты карты новый город Батавия стал столицей голл. колониальной империи. Монопольное положение ОИК в И. стало бесспорным после захвата голландцами Малакки (1641). Обеспечив себе господство над островами пряностей (Амбон, Банда и др.) и подчинив себе султанов о-вов Тернате и Тидора, ОИК не ставила в первое время задачи непосредств. покорения многочисл. кн-в И. Она довольствовалась навязыванием их правителям договоров, обеспечивавших монополию компании на вывоз из И. (прежде всего пряностей) и на ввоз товаров в И. Монопольное господство ОИК в И. еще в большей мере, чем португ. проникновение, задержало надолго развитие И. на уровне, к-рый был достигнут до европ. проникновения, а зачастую вызывало регресс (усиление работорговли, возврат к натуральному х-ву и т. д.). Даже Бантам и Аче, развивавшиеся в период португ. господства, стали приходить в упадок. Достигшая своего расцвета в 17 в. ОИК успешно расширяла свои владения на Яве. В период расцвета ОИК сложилась голл. колониальная система, характерная для эпохи первонач. накопления (см. Голландская колониальная империя). В И. голландцами были разработаны методы колониальной политики, явившиеся образцом для буржуазии др. стран Европы и получившие в дальнейшем развитие прежде всего в колониальной политике Англии. ОИК широко применяла метод косвенного управления захваченных территорий при посредстве прежней феод. верхушки, привлеченной на свою сторону, а также навязывала неравноправные договоры (не сопровождавшиеся завоеванием отд. княжеств). Голландцы насильственно внедряли через местных феодалов в крест. х-во новые экспортные культуры и регулировали произ-во традиц. экспортных продуктов (гвоздика, мускат, перец).
=====
В 18 в. начался упадок нидерл. Ост-Индской компании, отражавший ослабление Голландии, переставшей, как отмечал Маркс, "быть господствующей торговой и промышленной нацией". Стремясь к экономии, ОИК ликвидировала многие свои фактории за пределами Явы, не сулившие коммерч. выгод. В то же время усиливалась феод. эксплуатация яванского населения. Местные феодалы, став зависимыми от ОИК, являлись проводниками этой эксплуатации. Через них шли колоссальные натуральные поставки продуктов крест. труда. Широкое внедрение в 18 в. новой культуры — кофе — осуществлялось через регентов- индонезийцев в принудительном порядке. Индонез. феодалы, вынужденные отдавать голландцам львиную долю прибавочного продукта, стремились компенсировать это усиленной эксплуатацией. Борьба против голландцев на отошедших к ним территориях переплеталась с антифеод. нар. восстаниями в княжествах и с попытками отд. правителей Матарама и Бантама избавиться от господства ОИК, ее монополии на торговлю и вмешательства во внутр. дела. Однако даже самые крупные восстания (восстание, возглавленное б. рабом Сурапати в кон. 17 — нач. 18 вв., восстание преследуемых ОИК кит. ремесленников и мелких торговцев, поддержанное яванскими крестьянами, в 1740-41 и др.) подавлялись. В 1755, использовав борьбу за престолонаследие в Матараме, ОИК добилась новых территорий и раздела остатков Матарама на два княжества — Суракарту и Джокьякарту, признавших себя вассалами ОИК. Успехи на Яве не могли остановить продолжавшегося упадка доходов ОИК. Англо-голл. война 1780-84 нанесла ей последний удар. В 1800 ОИК была ликвидирована. Ее владения перешли к голл. гос-ву.
=====
Присутствие в И. европейцев в 16-18 вв. еще не оказывало прямого воздействия на культуру народов архипелага. Большее значение имело влияние ислама, к-рый распространился здесь из Индии, где впитал мн. элементы, свойственные благодаря предыдущим контактам культуре Малайского архипелага. В индонез. фольклор и лит-ру проникли рассказы об Искандере Дзулнаркайне (Александр Македонский), Амире Хамзе, наби (пророке) Юсуфе, наби Исе и др. Усилилась роль малайского языка — осн. языка пропаганды ислама в И. Дошедшие до нас произведения малайской лит-ры относятся ко времени проникновения ислама и написаны араб. шрифтом. Осн. видами малайской прозы являются ср.-век. авантюрный роман "хикаят", воспринявший богатейшее наследие малайского фольклора, сюжеты инд. эпосов, яванской и арабско-перс. лит-ры: "Хикаят Панджи Семиранг", "Хикаят Джохар Маникам", "Хикаят Амир-Хамза" и др. Широкое распространение получили хроники, или родословия ("Силсилах Бугис дан Мелаю"). Наивысшего расцвета малайская лит-ра достигла в гос-ве Аче в кон. 16 и 1-й пол. 17 вв., где жили такие писатели, как Хамза Фансури, Бухари аль-Джаухари — автор "Таджуссалатин" (1603), Нурруддин аль-Ранири — автор "Бустауссалатин" (1638). К этому же времени относится создание наиболее известных произв. малайской лит-ры "Седжарах мелаю" и "Хикаят Ханг Туах". Художеств. произв. яванской лит-ры 16 в., созданные в портовых кн-вах Явы (Табун, Гресик), по духу близки малайской лит-ре ("Бонангская книга", "Сулук Сукарса", "Коджа Джаджахан"). Со 2-й пол. 17 в. центром развития яванской культуры стал Матарам. Здесь мусульм. сюжеты значительно видоизменялись, проникаясь буддийско-шиваистским духом. Ведущая роль в лит-ре этого периода за отд. исключениями ("Бабад Танах Джави", "Аджи Соко") принадлежит поэзии. Среднеяванский язык в 17 в. уступил место новояванскому. При распространении ислама на Яве многие служители шиваистско-буддийского культа и аристократич. семьи переселились на Бали, где продолжала развиваться лит-ра на др.-яванском и среднеяванском яз. ("Мантери Ведак", "Дурма"), наряду с лит-рой на балийском яз., разрабатывавшей темы балийского и яванского фольклора ("Чупак", "Мегантрак"). В тесной связи с яванской лит-рой развивались также сунданская (Зап. Ява) и мадурская (Вост. Ява) лит-ры.
=====
Конец 18 в. — 60-е гг. 19 в. — гос. крепостническая эксплуа- тация народа И. капиталистич. Голландией. Ликвидация ОИК произошла в сложной обстановке. Поиски новых методов колон. эксплуатации отражали борьбу в правящих классах Голландии между сторонниками сохранения монопольной системы и представителями еще слабой в то время пром. буржуазии, настаивавшими на расширении свободной торговли, отмене принудит. поставок. В то же время после франц. бурж. революции кон. 18 в. Голландия и ее колонии оказались втянутыми в англо-франц. борьбу за гегемонию. В 1811 И. была захвачена англичанами. Стамфорд Рафлс, назначенный губернатором И., выражал интересы англ. торг.-пром. буржуазии, стремился создать условия для развития производства с.-х. сырья и колониальных продуктов, для превращения И. в рынок сбыта на основе фритредерства (введение денежного зем. налога, поощрение частного предприни- мательства и т. д.). Господство Англии в И. оказалось кратковременным. По соглашению от августа 1814 Англия возвращала колонии в И. Голландии. Лондонское соглашение 1824 привело к размежеванию англо-голл. владений в Юго-Вост. Азии.
=====
Возвращение И. Голландии возобновило борьбу за методы эксплуатации. Отсталая в пром. отношении, Голландия не могла и в своей колонии успешно конкурировать с Англией, ввозившей в И. много товаров. Поиски эффективных доходов толкали на возвращение к прежним методам эксплуатации. Тяжелое положение нар. масс и запрещение голл. властями частным иностр. предпринимателям арендовать в княжествах Центр. Явы землю, ущемлявшее интересы феод. верхушки, явились причиной мощного антиголл. восстания. В нар. войне 1825-30, возглавленной Дипо Негоро, часть яванских феодалов руководила антиголл. борьбой. Ценой больших воен. усилий и путем привлечения на свою сторону феод. верхушки голландцы подавили восстание. Еще до вероломного захвата Дипо Негоро голландцами феодалы перешли на сторону колонизаторов. Завершился процесс превращения яванских феодалов в опору завоевателей и звено колониального аппарата угнетения. Во Внешних владениях (территориях вне Явы) восстановление господства голландцев продолжало наталкиваться на сопротивление народа и феод.-племенной верхушки. Воен. экспедиции (1812-25) привели к подчинению Палембанга (Суматра) и восстановлению кабального Бонгайского контракта с султанатом Гова (Сулавеси, впервые был навязан в 1667). С 1830 Голландия перешла к эксплуатации И. на основе тщательно разработанной системы принудит. культур. Эта система предусматривала замену зем. налога выращиванием на 1/5 части крест. полей экспортных культур, подлежащих обязат. сдаче на правительств. склады за небольшую плату. Часть крест. населения вместо принудит. разведения культур (кофе, сахарный тростник, табак, индиго и др.) должна была трудиться на европ. предприятиях по переработке с.-х. продуктов (сах. з-ды, индиговарки, сушка табака и т. д.). Внедрение экспортных культур в крест. х-во осуществлялось при посредстве феодалов. Система принудит. культур представляла собой принудит. труд в форме монопольной гос.-крепостнич. эксплуатации.
=====
Хотя феодалы, превратившись в голл. чиновников, были лишены основы своего прежнего господства — земли (кроме "служебных" наделов, к-рые обрабатывались крестьянами бесплатно), их возможности эксплуатировать крест. труд были сохранены так же, как и прежние титулы, феод. почести и т. д. Они получали "культурный процент" в зависимости от количества произведенных экспортных продуктов. Систему принудит. культур в полной мере удалось внедрить на Яве. Попытки ввести систему на др. территориях дали нек-рый результат лишь на Зап. Суматре.
=====
Жесточайшая эксплуатация обрекла целые районы Явы на голод, принесла населению бедствия, усугублявшиеся монополией на соль, опиум и т. д., высокими таможенными пошлинами на ввозные товары. Деятельность частного капитала, в т. ч. и голландского, в с. х-ве Явы была исключена. В промышленности она могла развиваться лишь под контролем колониальной администрации в обработке с.-х. продуктов. Голландия добилась расширения своего господства на Зап. Суматре. Голл. посты продвинулись и в кн-ва Сиак и Индерагири. Вместе с тем Голландия все более убеждалась, что существующие договоры с местными вождями не являются гарантией от возможности терр. захватов в И. другими державами. Это было продемонстрировано успехами англ. колонизатора Дж. Брука, ставшего в результате помощи султану Брунея (Калимантан) в борьбе с непокорными даякскими племенами (1840) независимым раджой Саравака. Усиливалась экспансия США (рост торгового проникновения на Суматру, договор с Брунеем 1847) и др. держав. Голландия приступила к укреплению своего реального господства над Внешними территориями. Сопротивление кит. поселенцев на Калимантане было подавлено (1851-55), их возможности разрабатывать недра и торговать без уплаты пошлин были ликвидированы. Голл. капитал, хотя ограниченный монопольной гос. системой, проникал в торговлю Явы и др. о-вов. На Ю.-В. Калимантана, в султанате Банджермасин, признававшем голл. сюзеренитет, возникли угольные разработки (1849). Рост феод. эксплуатации и жестокость концессионеров вызвали восстание (1857). Воен. экспедиция подавила восстание. В 1860 султанат был упразднен.
=====
Система принудит. культур обеспечила приток многомиллионной дани в метрополию. Вместе с укреплением голл. пром. буржуазии возрастали и ее претензии на непосредств. участие в решении колониальных дел. Гос. система принудит. культур превращалась уже в препятствие на пути всесторонней эксплуатации колонии. Финансовая и пром. буржуазия Голландии требовала отмены стеснительных законов (запрещения частным лицам разводить кофе, сахар и т. д.), требовала создать условия для организации плантаций и предприятий, изменения системы таможенных тарифов, расширения роли И. как рынка сбыта.
=====
Борьба против системы принудит. культур породила в Голландии большую лит-ру, разоблачавшую тяжелые последствия системы для И. (статьи и выступления ван Хуфела, капитальное 3-томное исследование ван Суста (G. Н. van Soest, Geschiedenis van het Kultuurstelsel, Rotterdam, 1869-71)1. Интерес к колонии вызвал появление ряда сводных работ и исследований по истории голл. господства в И. В этих работах, хотя и написанных с позиций защиты голл. интересов, часто показаны все жестокости колониального завоевания и господства.
=====
По мере усиления прямого контроля голландцев над различными территориями И. культура народностей Малайского архипелага все больше приходила в упадок. В этих условиях 17 в. так и остался периодом наивысшего расцвета малайской лит-ры. После раздела Матарама в 1755 яванские правящие династии понимали, что их влияние на народ во многом зависит от пассивности масс и незыблемости феод. традиций. Они всячески превозносили эти традиции, окружали их мистич. ореолом. Для дворцовой культуры этого периода характерно "бегство в прошлое", мистицизм. В 1-й пол. 19 в. отд. представители местной интеллигенции в той или иной степени начали знакомиться с европ. культурой. В условиях дальнейшего развития производит. сил в стране, а также в связи с появлением первых школ европ. типа в творчестве ряда писателей архипелага стали отчетливо проступать просветительские тенденции: Ронговарсито (1802-73) у яванцев, Мохаммад Муса у сунданцев (1822-84), Вилен Искандер Муда у батаков (1838-1877), Абдуллах бин Абдулкадир Мунши в малайской лит-ре (1796-1854). В своих произведениях эти писатели критиковали нек-рые стороны жизни феод. общества, выражали сочувствие судьбе забитого и бесправного крестьянства, гневно бичевали суеверия, выступали сторонниками просвещения и науки.
=====
Родоначальником новой индонез. живописи считается Раден Салех Шариф Бустаман (1814-80). Его картина "Взятие в плен Дипо Негоро" проникнута чувством преклонения перед нац. героем И.
=====
70-е гг. 19 в. — 1917 — широкое проникновение в И. иностр. частного капитала, установление системы империалистич. эксплу- атации И., зарождение национа- листического революционно- демократич. движения. Принятие голл. пр-вом в 1870 т. н. Сахарного закона, Аграрного закона и др. создало условия для широкого проникновения частного капитала в И. Принудит. культура сах. тростника была отменена, предусматривалась постепенная полная отмена системы принудит. культур. Частные предприятия стали успешно развивать произ-во сахара, табака, кофе и др. Аграрный закон объявлял на Яве собственностью гос-ва все земли, "на которые не могло быть доказано право собственности", т. е. все земли, за исключением феод. владений в Суракарте и Джокьякарте и проданных в кон. 18 — нач. 19 вв. европейцам и китайцам зем. участков, т. н. "частных земель". За крестьянами (общинами или индивидуальными владельцами) признавалось лишь право наследственного владения обрабатываемыми землями. Вместо возделывания принудит. культур крестьяне должны были уплачивать зем. налог. Все необработанные земли, в т. ч. и отошедшие в казну деревенские пустоши и выгоны, были объявлены "свободными" и могли выдаваться в наследств. аренду частным лицам и иностр. компаниям. Неиндонезийцам была запрещена покупка земли, однако наряду с арендой "свободных" гос. территорий сроком до 75 лет разрешалась, "с согласия населения", аренда у крестьян сроком до 25 лет обрабатываемой земли. Вместе со снижением тамож. пошлин и отменой дифференцированных тарифов, проведенных несколько ранее, все это создавало широкий простор для вторжения голл. и неголл. капитала. Быстро стали возникать, в первую очередь на Яве, плантации, предприятия по обработке с.-х. продуктов (фабрики по переработке сах. тростника, чайного листа, кофе, какао и др.); с нач. 20 в. — пром-сть по первичной обработке каучука, транспортные предприятия (протяженность ж. д. на Яве в 1875 — 261 км, в 1890 — 1437 км, в 1900 — 3240 км). Расширялась сеть голландских, а вслед за ними неголландских банков.
=====
Освобождение крестьян от системы принудит. культур, сопровождавшееся лишением общин необработанных земель, аренда при помощи подкупа деревенской администрации общинных поливных рисовых земель иностранцами, тяжесть налогов и гос. поборов ограничивали возможность развития крест. с.-х. произ-ва. Все возраставшее число беззем. крестьян и недостаток земли создавали благоприятные условия для кабальной аренды и докапиталистич. отработок. К последним широко прибегали и иностр. плантаторы. Представители феод.-бюрократич. слоев, деревенская верхушка, ростовщики, зажиточные слои населения города скупали и разными методами захватывали крест. землю. Начал формироваться слой новых помещиков, к-рые б. ч. земли сдавали в кабальную аренду часто бывшим разоренным владельцам- крестьянам. Обезземеление крестьян обеспе- чивало колонизаторов дешевыми рабочими руками.
=====
Отмена системы принудит. культур привела к широкому ввозу иностр. капитала, в т. ч. и неголландского. Голландия вынуждена была, в отличие от мощных колониальных держав, широко открыть двери в И. капиталу др. капиталистич. стран. Первой воспользовалась этой возможностью Англия, вслед за ней и др. европ. державы и США. Голландия, оставаясь владелицей И., получала свою выгоду от усиления колониальной эксплуатации И. Вместе с тем она стремилась расширить свой фактич. контроль над признававшими ее суверенитет кн-вами и продолжала вести в И. бесчисленные колониальные войны. Начав агрессию в 1873, Голландия св. 30 лет завоевывала Аче. В ходе нар. сопротивления выделились талантливые вожди (Туку Умару и др.). При помощи воен. силы и обещаний сохранить за феодально-племенной верхушкой Аче право участвовать в управлении и эксплуатации народа голландцы добились к 1904 признания своего господства. Однако партизанские действия во мн. р-нах продолжались до 1913. Одновременно с кровавой войной в Аче Голландия вооруж. путем подчинила о-ва Бали, Ломбок и др. территории. К нач. 20 в. раздел И. был завершен. Соглашением с Англией и Германией были установлены границы их владений на Ириане (Новая Гвинея). Голландия приступила к массовой замене сотен разнообразных неравноправных договоров, подчас восходивших к 17 в., стандартным "коротким заявлением" из 3 статей, к-рым местные султаны и вожди признавали свою территорию частью Нидерл. Индии и обязывались выполнять все распоряжения голл. короны и ее администрации в И.
=====
В кон. 19 в. иностр. капиталисты успешно стали проникать и в прибрежные р-ны Внешних владений, арендуя за бесценок земли у местных правителей для плантаций, расширяя разведку недр. С кон. 19 в. в И. началась добыча олова (1900 — 18 тыс. т, 1913 — 21 тыс. т), угля (1900 — 203 тыс. т, 1913 — 567 тыс. т), нефти (1900 — 363 тыс. т, 1913 — 1525 тыс. т). В результате объединения Голл. королевской К° и англ. об-ва "Шелл" возник "Ройял датч-Шелл" — крупнейший соперник амер. нефт. гигантов в борьбе за мировой рынок добычи и сбыта нефти.
=====
Всесторонний охват И. империалистич. эксплуатацией приводил к развитию капиталистич. отношений в уродливых, переплетавшихся с докапиталистич. эксплуатацией формах. Этот процесс характеризовался известным своеобразием, отличавшим И. от многих др. колоний. То обстоятельство, что И. практически не знала периода эксплуатации, свойственной "свободному капитализму", и система гос. крепостнич. монопольной эксплуатации почти непосредственно сменилась господством монополистич. капитализма, наложило свой отпечаток на процессы формирования классов и складывания наций. В отличие от многих др. колоний, в домонополистич. эпоху в И. не сложилась нац. буржуазия и поэтому в эпоху империализма ее развитие было особенно затруднено. Даже в тех отраслях, где нац. буржуазия играла более заметную роль, прежде всего в производстве батика (набивных и разрисованных от руки тканей), она являлась торгово-промышленной; принадлежавшие ей предприятия носили характер кустарно- ремесленных мастерских с ограниченным количеством рабочих и без применения механич. двигателей. Выразителями буржуазно- националистич. движения против империализма выступали в И. гл. обр. представители мелкой и средней буржуазии и значительно возросшей (в связи с необходимостью в кадрах для экономич. и адм. аппарата колон. управления и частных предприятий) интеллигенции. Формировавшаяся интеллигенция отражала в своем развитии сложный процесс пробуждения нац. самосознания. Процесс развития капиталистич. отношений, хотя и неравномерно охватывавший различные р-ны И., создавал предпосылки для складывания народностей И. в отд. нации. В то же время все возраставшие противоречия всех народов И. с империализмом создавали предпосылки для формирования общеиндонез. нации, ядром к-рой становилось наиболее многочисл. и экономически развитое население Явы. Благоприятным моментом для объединения различных народов в общем процессе пробуждения нац. самосознания являлось наличие религ. общности (90% нас. И. — мусульмане) и распространенного малайского язык