Биологический энциклопедический словарь

импринтинг

(англ. imprinting, от imprint — отпечатывать, запечатлевать), запечатление, формирование в раннем периоде развития особи устойчивой индивидуальной избирательности к внеш. стимулам. Основы науч. концепции И. заложил в 30-х гг. 20 в. К. Лоренц, сосредоточивший внимание на половом И. Он считал, что у птиц способность к правильному опознанию полового партнёра не является всецело врождённой: половое поведение взрослого индивида направлено на особей того вида, с к-рым он воспитывался в раннем детстве. По К. Лоренцу, половой И. необратим и в этом смысле принципиально отличается от обучения. Однако у уток, напр., способность самок к опознанию самца своего вида запрограммирована генетически, а у самцов половой И. во мн. случаях обратим. Другой тип И.— выработка т. н. реакции следования. Утята, выращенные в инкубаторе, в возрасте 5—24 сут начинают охотно следовать за любым впервые предъявленным им одушевлённым или неодушевлённым объектом. Этот тип И. обратим: инкубаторные утята, у к-рых выработан И. на человека, легко переключаются на следование за живой уткой, к-рую они никогда не видели прежде. К категории И. относят также устойчивое запоминание животным места своего рождения (см. хоминг), карты звёздного неба и т. д. И. возможен лишь на определ. этапе раннего онтогенеза — в критический, или чувствительный, период, причём для разных типов И. (половой, реакция следования и т. д.) и для стимулов разной модальности (визуальные, акустические, ольфакторные) чувствит. периоды могут не совпадать. Т. о., И. представляет собой особую форму обучения, происходящего в период созревания сенсорных систем организма.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте