Новая философская энциклопедия
ИКОНА (от греч. εἰκών – образ, изображение) – один из главных феноменов православной культуры в целом и русской в частности; важная категория православного религиозно-эстетического сознания. В качестве культового изобразительного образа икона начала формироваться в раннехристианский и ранневизантийский периоды (4–6 вв.) и приобрела свои классические формы в Византии 9–11 вв. после окончательной победы иконопочитания, а затем – в Древней Руси в 14–15 вв. Главный вклад в разработку теории иконы (= образа, символа) внесли крупнейшие византийские отцы Церкви, древнерусские мыслители, русские религиозные философы нач. 20 в. (особенно – Флоренский [ФЛОРЕНСКИЙ]и Булгаков [БУЛГАКОВ]). В свете православного сознания икона выполняет следующие главные функции: 1) рассказывает о событиях Священной истории; она – «книга для неграмотных»; 2) выражает и является носителем главного нравственного принципа христианства – человечности, всеобъемлющей любви к людям как следствия любви Бога к ним и людей к Богу; 3) выражает вневременной эйдос (визуализированную идею, лик) изображаемых феноменов и персонажей; 4) иконы Христа – это копии механического чудесного отпечатка Его лика; как бы фотографии, свидетельствующие 6 реальности и истинности Его вочеловечивания; 5) является символом, в котором открывается духовному зрению тайна неслитно соединенных естеств в Иисусе Христе; 6) это особый символ, обладающий реальной энергией архетипа; являет архетип верующим; отсюда сакральная и чудотворные функции иконы; 7) возводит верующего к архетипу; 8) символизирует и воплощает соборность [СОБОРНОСТЬ], единение земного и небесного, собор всех тварей перед лицом Творца; 9) благодатная сила иконы обусловлена подобием образа архетипу (отсюда тенденция иконописи к иллюзионизму) и именованием, именем (отсюда, напротив, – тенденция к условности, знаковости изображения); 10) икона антиномична по своей сути – она есть изображение неизобразимого, выражение невыразимого; 11) в иконе в художественной форме живет церковное Предание, основным носителем которого является иконописный канон. Отсюда предельная концентрация в иконе художественно-эстетических средств выражения; 12) является произведением живописного искусства, в котором глубочайшее духовное содержание передается исключительно художественными средствами – цветом, композицией, линией, формой; прекрасный живописный образ, доставляющий духовную радость созерцающим. В иконе с предельно возможной степенью явленности воплощена, по выражению Булгакова, «духовная святая телесность», или духотелесность. Телесная энтелехия, к которой интуитивно стремится всякое истинное искусство, реализована в иконе в высшей степени полно, а для православного сознания – и оптимально. В иконе снимается извечная антиномия культуры «духовное-телесное», ибо в ней духовность обретает абсолютное воплощение в материи, являет миру свою визуально воспринимаемую красоту.
Литература:
1. Философия русского религиозного искусства 16–20 вв. Антология, под ред. Н.К.Гаврюшина. М., 1993;
2. Князь Евгении Трубецкой. Три очерка о русской иконе. М., 1991;
3. Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994;
4. Булгаков С.Н. Икона и иконопочитание. Париж, 1931;
5. Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. Париж, 1989;
6. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995;
7. Belting Н. Bild und Kult. – Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. Münch., 1991.
В.В.Бычков