Новая философская энциклопедия
ХУАЯНЬ ШКОЛА (Хуаянь цзун) – одно из трех наряду с Тяньтай школой [ТЯНЬТАЙ ШКОЛА]и Чань школой [ЧАНЬ ШКОЛА]важнейших течений в китайском буддизме. Хуаянь школа основана ученым монахом Фацзаномв эпоху Тан и получила свое название по опорному для учения тексту – «Хуа янь цзин» – китайскому переводу «Аватамсака-сутры». Другие названия школы, восходящие к прозвищу и имени основателя, – Сяньшоу цзун и Фацзе цзун. Традиция считает тремя первыми учителями школы Душуня (557–640), Чжияня (602–668) и Фацзана, их последователями – Чэнгуаня (738–839) и Цзунми (780–841). Сторонники Хуаянь школы считали себя представителями классической махаяны, претендующими на ведущую роль как в теории, так и в обряде, и не отказывались от участия в государственных делах. Учителя школы стремились примирить основные положения махаянского буддизма с классическими конфуцианскими ценностями и даосским умозрением, что отразилось, в частности, в таких произведениях пятого патриарха, Цзунми, как «Чань юань чжу цюань лунь» («Собрание истолкований истоков созерцания») и «Юань жэнь лунь» («Об изначальной природе человека»). Основные теоретические положения школы о «полном слиянии принципов и явлений» (ли-ши юань жун) и о «единении многообразного» (и до сян), как полагают, оказали серьезное влияние на формирование учения сунских и минских «неоконфуцианцев» о ли-принципе (ли сюэ). Влияние Хуаянь школы чувствовалось и в более поздние эпохи – так, Юэся (1858–1917) основал в Шанхае и других местах ряд университетов под эгидой Хуаянь школы.
Г.А.Ткаченко