(от хор и нем. Meister — мастер, руководитель) — хор. дирижёр. До сер. 19 в. руководство хором — составная часть деятельности головщика, регента, кантора, капельмейстера. Близкие к функциям X. обязанности во франц. певческих школах и церквах выполнял руководитель капеллы (maоtre de chapelle). Появление X. связано с процессом развития муз. исполнительства, выделением светского хорового иск-ва в самостоят. область, разделением сфер муз.-исполнительской и муз.-педагогич. деятельности.
В России до Oкт. революции 1917 подготовка хор. дирижёров (регентов, учителей школьного пения) была сосредоточена в 2 проф. муз. уч. заведениях: Придв. певч. капелле в Петербурге (Регентские классы; см. Ленинградская академическая капелла) и Московском синодальном училище церковного пения.
В СССР подготовка X. осуществляется на дирижёрско-хор. отделениях и кафедрах муз., муз.-педагогич., педагогич. вузов и училищ, ин-тов иск-в и культуры.
Литература: Казачков С, О подготовке хоровых дирижёров, "СМ", 1958, No 5; его же, О дирижёрско-хоровой педагогике, в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 6, М., 1970; Работа в хоре. Сб. ст., под ред. Д. Локшина, М., 1960, 1964; Пигров К., Руководство хором, М., 1964; Птица К. Б., Заметки педагога (Об обучении хоровому дирижированию), "СМ", 1965, No 1; Минин В., Еще о подготовке хормейстеров, там же, 1966, No 8; Работа с хором. (Сб.: ст., под ред. Б. Г. Тевлина), М., 1972; Елисеева В., Обучение хормейстеров в дореволюционной России, в сб.: Вопросы русской и советской хоровой культуры, М., 1975; Анисимов A., Дирижёр-хормейстер, Л., 1976; Васильев В., Оперный хор, "СМ", 1978, No 7; Ольхов К. A., Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров, Л., 1979. См. также лит. при статьях Хор, Хоровая музыка.
А. Т. Тевосян.