Новая философская энциклопедия
ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (14 февраля 1895, Штутгарт – 7 июля 1973, Нюрнберг) – немецкий социолог, философ, один из основателей Франкфуртской школы. Профессор университета во Франкфурте-на-Майне (1930), директор Института социальных исследований (1931–65), в 1934–49 в эмиграции в США. Издатель журнала «Zeitschrift für Sozialforschung».
Согласно Хоркхаймеру, философия в 20 в. должна помочь индивиду выстоять под натиском форм организаций, которые навязываются авторитарными режимами. При этом он решительно отвергает концепцию революционного вмешательства. Все виды практики в тотально интегрированном обществе характеризуются иррациональностью; единственным неотчужденным видом труда остается критическое мышление, которое не просто воздействует на политическую жизнь, но само является по преимуществу политикой. Нетождественность между всеобщим и особенным может осуществиться первоначально именно в критической теории, пробивающей брешь в «универсальной связи ослепления». Критическая теория должна стать адекватной современности философией.
В его философской эволюции можно выделить три этапа. Первый связан с формированием критической теории в традиции неомарксизма, второй – с отдалением от марксизма и совместной с Т.Адорно работой над «Диалектикой просвещения» (Dialektik der Aufklärung, 1947), третий – с разработкой «негативной теологии» и возвращением к приватным опытам.
Наиболее сильное влияние на его творчество первого периода оказали учения А.Шопенгауэра и К.Маркса. В общении с молодыми интеллектуалами, группировавшимися вокруг возглавлявшегося им Франкфуртского института социальных исследований (Г.Маркузе, Ф.Поллок, Э.Фромм, Адорно и др.), он ставит в начале 30-х годов задачу разработки теории общественного процесса современной эпохи с целью определения возможностей «праведной жизни» на основе анализа экономических структур и культурных феноменов. Наиболее значительное сочинение тех лет – статья «Традиционная и критическая теория» (Traditionelle und kritische Theorie. – «Zeitschrift für Sozialforschung», 1937, Hf. 2, Bd. 2). В отличие от науки философия не имеет точного ориентира и масштаба, задаваемого существующим обществом. Ее роль заключается в противостоянии наличному, в новом прочтении привычного, традиционного. Осознание общественной функции философии означает, что сама философия должна быть модифицирована: теория, конструирующая образ целого, не может сохранять форму системы уже потому, что само это целое находится в процессе постоянного изменения.
Второй период его творчества связан с эмиграцией из нацистской Германии в США. В эмиграции критический настрой теоретиков Франкфуртской школы значительно радикализовался. Марксистский анализ, акцентирующий политико-экономические механизмы господства, был признан малоэффективным для объяснения современного «прогресса». В совместном с Адорно программном труде «Диалектика просвещения» он осуществляет принципиально иную мыслительную операцию: анализ внеэкономических, метафизических структур власти, начиная с подчинения внешней природы и кончая формированием буржуазной «самости» как субъекта власти. Господство выражается через тождественность, которая является характерной чертой всей западной культуры – от олимпийской мифологии до культурной индустрии.
Третий период в творчестве Хоркхаймера связан с построением негативной теологии. В своем духовном завещании «Заметки с 1950 по 1969 и сумерки» (Notizen 1950–1969 und Dämmerung. Fr./M., 1974) он не просто воспроизводит пессимистические мотивы философии Шопенгауэра. Не народы и классы, а индивиды составляют конкретную историческую реальность. Они могут объединяться, но только из чувства солидарности – все они страдают, умирают, они – конечные сущности. Эту солидарность поддерживает надежда, что наше существование в этом мире – не последнее и абсолютное, что свершится справедливость и убийца не будет больше справлять торжество над жертвой. Смысл негативной теологии заключается в утверждении, что Абсолют не познается позитивно, но присутствует в нашем страстном желании.
Сочинения:
1. (совм. с Т.Адорно) Диалектика просвещения. М., 1997;
2. The Eclipse of Reason. N. Y., 1947;
3. Dialektik der Aufklärung (mit Th. Adorno). Amsterdam, 1948;
4. Sociologica, 2 Bde. (mit Th. Adorno). Fr./M., 1962;
5. Kritische Theorie, Bd. 1–2. Fr./M., 1968;
6. Gesammelte Schriften, Bd. 1–18. Fr./M., 1985–91.
Литература:
1. M.Horkheimer heute. Werk und Wirkung. Fr./M., 1986.
Г.Г.Соловьева