Хобхаус (Hobhouse) Леонард Трелони (08.09.1864, станция Айв, близ Лискеда, Англия,-21.06.1929, Аленкон, Франция) — англ. философ, социолог, обществ, деятель, журналист. Преподавал социологию в Лондонском университете (1907-1929). При его содействии было открыто отделение социологии в Лондонской школе экономики и политических наук, которое долгое время было единственным центром социологической мысли в Великобритании. Участвовал в создании национального социологического общества (1903).
Xобхаус — первый издатель центрального социол. журнала страны "Социологическое обозрение". Обладая энциклопедическими знаниями, Хобхаус принадлежал к первому поколению энтузиастов новой для того времени науки — социологии. Его концепция социологии сложилась под влиянием дарвинизма социального и философского эмпиризма (традиция от ф. Бэкона до Милля и Конта). В отличие от позитивистской программы, Хобхаус был противником полного отделения социологии от философии. Он провел исследование источников социологии, в т. ч. и философские, которые считал основными. Среди указываемых им источников — политическая, моральная философия, философия истории.
Появление социологии Хобхаус связывает также с развитием физики, биологии и с общим процессом специализации наук конца 19 — начала 20 в. Тем не менее Хобхаус считал, что первичной характеристикой социологии должна быть эмпиричность методов и мировоззрения в целом (если она хочет дать реалистическое описание человеческого сообщества). При этом он приравнивает контовский позитивный метод к эмпирическому. Однако опыт, по мнению Хобхауса нельзя сводить к чувственному опыту, поскольку наравне с ним факты поставляют и эстетический, и правоведческий, и религиозные виды опыта. Социологическая трактовка общественных явлений, по Хобхаусу, не сводится к обобщению эмпирических данных, но должна объяснять их и через категории цели и ценности. Эта концепция "гуманизированного позитивизма", объединявшая в себе объективистский принцип свободы от оценочных суждений и принцип ценностно-нормативного понимания, по-разному оценивалась в истории социологии. Имеются как категоричные заявления о старомодности смешивания фактов и ценностей, о неспособности освободиться от философского морализирования (Р. Флетчер, 1974), так и утверждения о плодотворности подобного синтеза (Ф. Абраме, 1968).
Большое место в работах Хобхауса занимают проблемы понимания социального развития, роли в нем разума и морали. Хобхаус продолжал традицию эволюционной этики конца 19 в. (Эволюционизм, Дарвинизм социальный). Он выступал против идеи детерминированности социальной эволюции исключительно биологическими факторами, против спенсеровского понимания эволюции как автоматического, механистического и неизбежного процесса. По мнению Хобхауса социальный прогресс связан не с жестокой борьбой за существование, а с распространением власти разума и моральным совершенствованием, которые способствуют гармонизации человеческих ассоциаций. Его идеал самоконтролирующейся гуманизированной рациональности, т. е. разума, управляющего собственным развитием с точки зрения нравственности и ценностей, очень созвучен современному неоконсерватизму.
Соч.: 1) Mind in evolution. L., 1901. 2) Morals in evolution, a study in comparative ethics. L., 1906. 3) Development and purpose. L., 1913.