Новая философская энциклопедия
ХЁНИГСВАЛЬД (Hönigswald), Рихард (18 июля 1875, Альтенбург – 11 июня 1947, Нью-Хевен, США) – представитель неокантианства [НЕОКАНТИАНСТВО]. Изучает философию в Галле у Риля и у Мейнонга [МЕЙНОНГ] в Граце. С 1902 – доктор медицинских наук в Вене, с 1904 – доктор философии в Галле. Габилитируется в 1906 в Бреслау. 1930–33 гг. – профессор в Мюнхене, в 1938 г. попадает в концентрационный лагерь (Дахау), впоследствии эмигрирует в США. С феноменологией [ФЕНОМЕНОЛОГИЯ] Хёнигсвальда роднит идея философии как строгой науки, роль, отводимая очевидности как фундаменту познания, и представление об универсальном характере философствования. Расхождения связаны с темами редукции, а также с ролью, отводимой в философии религиозности. Редукцию Гуссерля Хёнигсвальд не отклоняет целиком, однако указывает, что прежде следует более точно определить то, что редуцируется, а также того, кто применяет эту процедуру. Большее значение придается им и религиозной вере в системе философии: она выражает форму овладения миром, заложенную в самом субъекте (иначе: «монаде»). «Монада» истолковывается как causa sui; человек есть существо, само себя определяющее и в этом определении трансцендирующее себя в направлении «высшего сущего». Сама монада, вместе с ее основополагающими функциями осуществления (Vollzug) и языка есть одновременно и принцип, и факт. В своей связи с организмом она есть факт, определенный в пространстве и времени, а как коррелят предметности – принцип. Ввиду этой сущностной фактичности монадического анализ взаимосвязи отношений между интенциональностью [ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ] (смысл, предметное отношение), внутренней темпоральностью и внешней темпоральностью (природой) – важная задача. В его монадологии посредством этого анализа осуществляются далеко идущие трансформации неокантианства. Свою философию Хёнигсвальд называет «психологией мышления» (Denkpsychologie), что не означает несогласия с общей антипсихологической ориентацией неокантианства [НЕОКАНТИАНСТВО] и феноменологии [ФЕНОМЕНОЛОГИЯ], но подразумевает требование начинать с анализа практически проживаемого сознания, находящегося в конкретной культуре и конкретном человеческом обществе. Человек и культура оказываются носителями познания в предельно широком смысле ориентации в мире. Познание есть фактичный, связанный с переживанием процесс: знание есть осознанность переживания во всех его компонентах. Разработка Хёнигсвальдом проблемы языка [ЯЗЫК] оказала влияние на философию языка и фонетику 20 в. Всякое «мыслящее поведение» есть речь: должна иметься возможность представить всякое мыслительное переживание как мыслительное переживание, а значит, психика с необходимостью манифестирует себя в выражении (Ausdruck). Педагогические идеи Хёнигсвальда, содержащиеся в его философии (ведя речь о месте человека, педагогика решает одну из основных культурно-антропологических задач), оказали влияние на Б.Бауха и Т.Литта.
Сочинения:
1. Prinzipienfragen der Denkpsychologie, 1913;
2. Die Philosophie des Altertums, 1917;
3. Die Grandfragen der Denkpsychologie, 1921;
4. Über die Grandfragen der Pädagogik, 1918;
5. Grundfragen der Erkenntnistheorie, 1931;
6. Geschichte der Erkenntnistheorie, 1933;
7. Philosophie und Sprache, 1937;
8. Vom erkenntnistheoretischen Gehalt alter Schöpfungserzählungen, 1957;
9. Analysen und Probleme, 1959;
10. Wissenschaft und Kunst, 1961;
11. Abstraktion und Analysis, 1961;
12. Schriften aus dem Nachlass, 1957–1968, Bd. I–Х;
13. Die Systematik der Philosophie, 1976.
Литература:
1. Orth E.-W. Kultur und Organismus. Studien zur Philosophie Richard Hönigswalds. Bonn, 1997.
И.А.Михайлов