Новая философская энциклопедия
ХЭ (кит., гармония, а также гармоничность, согласование, мягкость, довольство, удовлетворение) – категория китайской философии, в общем смысле близкая западному понятию «гомеостаз». Идея «гармонии» как условия космо- и онтогенеза оформилась в памятниках 5–2 вв. до н.э. Согласно «Ли цзи»,хэ – «причина всех превращений вещей». В качестве наиболее адекватного выражения «гармонии» обычно рассматривалась музыка. В «Го юе» «гармоничная музыка» уподоблена «Единому» – дао [ДАО],а «гармония реальности» (хэ ши) объявлена тем, что «порождает вещи». Там же впервые сформулировано противопоставление категорий хэ и тун («единение», «объединение», «совместимость», «тождественность», см. Да тун [ДА ТУН]). Они предстают соответственно выражениями динамической «уравновешенности» (пин) всех противоположностей, с одной стороны, и сведéния разных элементов в некое статическое единство – с другой: «гармония» означает прекращение состояния, определяемого как «тун». Дихотомия хэ – тун в «Лунь юе» спроецирована на социально-этическую сферу: «Благородные мужи (цзюнь цзы [ЦЗЮНЬ ЦЗЫ])в отличие от ничтожных людей пребывают в гармонии, но не объединены в группировки (тун)» (XIII, 23).
В ранних конфуцианских памятниках идее социально-этической и социопсихологической «гармонии» отводилось важное место. В «Чжун юне» понятие «хэ» истолковано как «срединная мера проявления всех [эмоций]», «не имеющий преград путь Поднебесной» (I, 4). В «Чжоу ли» «гармоничность» в том же значении, что и в «Чжун юне», включена в перечень основополагающих «шести добродетелей» наряду с «разумностью» (чжи [ЧЖИ]),«гуманностью» (жэнь [ЖЭНЬ]),«совершенной мудростью» (шэн [ШЭН]),«долгом/справедливостью» (и [И]) и «верностью» (чжун).
Наиболее подробно категория хэ рассматривается в даосском памятнике «Хуайнань-цзы»,где «гармония» определена как «взаимосоединение [субстанций] инь ян» (IV, 91; VII, 216). Хэ субстанциальна: в «гармонии» «пневмы (ци)Неба и Земли не превышают друг друга», т.е. абсолютно уравновешены. Это равновесие динамично – требует «разделенности дня и ночи», т.е. регулярного движения во времени и сбалансированности (тяо) инь ян, которая и порождает «тьму вещей» (VII, 2). «Гармония инь ян» является условием обретения цзин – «семени», которое в свою очередь делает возможным жизнь и созревание (VII, 216). Взаимосвязь «гармонии» с высшей природной силой – Небом знаменует понятие «небесная гармония» (тянь хэ) (VII, 21, 147). Гармонизированы могут быть как «однородные» вещи и явления – звуки одного тона пентатоники, кони в упряжке, даже лук и стрела, так и разнородные, напр. струны одного инструмента. Второй вид «гармонии» требует согласования «внутреннего» с «внешним» (напр., рук и сердца мастера) при главенстве «внутреннего» и доступен только мудрецам, но первый вид (согласование «внешнего» с «внешним») является ступенью ко второму (VII, 142, 265). Идеалом является «Великая (Высшая) гармония» (тай хэ) – отсутствие потребности во «внешнем» для постижения «Единого» (дао [ДАО]),достижение бессмертия синь-сердца, приобщающегося к вечности (VII, 90,92).
Термин «тай хэ», введенный в комментирующей части «Чжоу и»,означал предельно гармонизированное состояние, допуская и натурфилософское, и антропологическое истолкование («сбережение [себя] в единении с Великой гармонией благоприятствует целомудрию»). Особое значение это понятие приобрело в неоконфуцианстве [НЕОКОНФУЦИАНСТВО],тяготевшем к онтологизации этики. «Великая гармония» начинает приобретать более отчетливые черты некой фазы онто- или космогенеза (этапа динамического равновесия) и даже их источника. Так, в учении Чжан Цзая [ЧЖАН ЦЗАЙ]«гармония» предусматривает определенные количественные пространственно-временные соотношения: по «величине» (да) и «длительности» (цзю). Полная пространственно-временная сбалансированность – «совокупная Великая гармония» – прямо определяется как дао. Главный создатель неоконфуцианского «учения о принципе» (ли сюэ) Чжу Си [ЧЖУ СИ]именовал «Великую гармонию» «[состоянием] пневмы [при] встрече и соединении пульсирующих и гармонизировавшихся (хэ) [субстанций] инь и ян» («Чжоу и бэньи», цзюань 1).
Ван Фучжи [ВАН ФУЧЖИ]выделял две составляющие «Великой гармонии»: ци – «пневму» и шэнь – «дух». Последний отождествлен со структурообразующим началом ли-принципом «чистого [взаимо]проникновения двух пневм» (инь и ян) и не может быть выражен в «образе» (сян) – внешнем знаке. Зато «дух»-«принцип» пребывает внутри любого «образа», неотрывного от «пневмы». Соответственно «Великая гармония» – всеобъемлющая «гармония инь и ян, пневмы и духа... доведенная до предела». В то же время «Великая гармония» неотрывна от состояния первоначального «Хаоса» (хуньдунь [ХУНЬДУНЬ]),но уже при наличии в нем динамики «разделения и объединения инь и ян», представляя собой некое пограничное состояние.
Литература:
1. Chung-ying. Toward Constructing and Dialectics of Harmonisation: Harmony and Conflict in Chinese Philosophy. – «Journal of Chinese Philosophy», 1977, v. 4, N 3.
А.Г.Юркевич