Музыкальная энциклопедия

Харьков

Крупный промышленный и культурный центр УССР (до 1934 — её столица). 1444 тыс. жит. (1979). Осн. ок. 1655-56, с 1765 — губернский город. Первые упоминания о муз. жизни X. относятся к нач. 18 в. Проф. муз. иск-во представляли цеховые музыканты, а также крепостные оркестры, оперные и драм. труппы богатых помещиков. Известными крепостными бандуристами были А. Белаш, Ф. Губаренков. Большое значение для развития проф. музыки имели ежегодные ярмарки, традиционные вертепные представления. С 1732 пению обучали в т. н. народных школах. С 1773 под руководством комп. М. Концевича начали работать классы вок. и инстр. музыки Харьковского коллегиума (осн. в 1726); преподавателями были известные музыканты — А. Л. Ведель, Г. С. Сковорода, Я. Цих и др. В 1780-96 в X. существовал гор. т-р. На его сцене с успехом ставились балетные дивертисменты Иваницкого (быв. солиста балета Петерб. т-ра) и оперы — "Мельник — колдун, обманщик и сват" Соколовского, "Несчастье от кареты" Пашкевича, "Сбитенщик" Булландта, "Говорящая картина" Гретри, "Розана и Любим" И. Керцелли. Пользовались популярностью проходившие в помещении т-ра концерты хора Главного нар. уч-ща (осн. в 1789). Значит. место музыка занимала в драм. спектаклях. В 1805 в X. открылся университет, оказавший большое влияние на развитие муз. культуры города. В 1805-59 в ун-те функционировали муз. классы; по инициативе учителя музыки И. М. Витковского регулярно проводились симф. концерты, была сделана попытка наладить нотопечатание, начал работать первый в X. нотный магазин; профессор химии, одарённый музыкант А. Шуман написал первую харьковскую оперу ("Увеселительный замок", 1811), композитор, учитель музыки И. Лозинский — Школу скрипичной игры, теоретик и композитор Г. Гесс де Кальве — 2-томный труд "Теория музыки" (1818), сыгравший определённую роль в становлении музыкознания на Украине. Студенческие хоры ун-та пропагандировали лучшие образцы укр. нар. музыки. Значит. внимание уделялось в эти годы муз. образованию в многочисл. пансионах, в Ин-те благородных девиц; появились первые частные муз. школы — А. И. Барсицкого, М. П. Гердлички, И. И. Кона, А. А. Штадлера. Организации конц. жизни города в 1-й пол. 19 в. во многом способствовали виолончелист князь Н. Б. Голицын, его сын — хор. дирижёр Ю. Н. Голицын, пианисты А. А. Юнкельман, Н. Д. Дмитриев, П. Ю. Шлецер, дирижёр С. В. Неметц. В 1841 крепостная труппа курского помещика Дюкова пост. в X. 1-й акт оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") Глинки. В городе в этот период (40-е гг.) существовало 4 фп. фабрики, особой известностью пользовались фабрики Гутоба, Бирмана и Курта.

В 1868 в X. основан Малый т-р, в к-ром работала рус. оперная труппа антрепренёра Ф. Бергера; дирижёром (до 1874) был известный рус. комп. К. П. Вильбоа (организовал в X. бесплатную муз. школу "для детей всех сословий", читал лекции по истории и теории музыки в ун-те, был дирижёром симф. оркестра при Коммерческом клубе), осуществивший постановки опер — "Иван Сусанин", "Вольный стрелок", "Бал-маскарад", "Лукреция Борджа" и собств. оперы — "Наташа, или Волжские разбойники". В 1874 было построено спец. театр. здание, на сцене к-рого играли разл. оперные труппы. Здесь были впервые исполнены оперы Н. В. Лысенко "Рождественская ночь" (2-я ред., 1883) и "Утопленница" (1885). На сцене т-ра в 70-80-е гг. выступали Н. И. Забела, Е. П. Кадмина и др. видные певцы.

Муз. жизнь города значительно активизировалась с открытием в 1864 отделения РМО, особенно после 1871, когда его возглавил муз.-обществ. деятель и дирижёр И. И. Слатин, организовавший в том же году при РМО Муз. классы (в 1883 преобразованы в Муз. уч-ще). По инициативе Слатина ученический симф. оркестр ежегодно проводил 10 симф. концертов, квартет педагогов уч-ща (К. К. Горский, С. И. Дочевский-Александрович, Ф. В. Кучера, С. С. Глазер) — 10 камерных концертов. Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. в X. гастролировали дирижёры и композиторы П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. А. Спендиаров, А. Никиш, Л. С. Ауэр, M. M. Ипполитов-Иванов, пианисты и композиторы А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев, пианисты Н. Г. Рубинштейн, Ю. Венявский, В. В. Тиманова, А. Н. Есипова, А. Б. Гольденвейзер, скрипачи Г. Венявский, П. Сарасате, певцы Ф. И. Шаляпин, М. Баттистини, Титта Руффо и др., симф. оркестр С. А. Кусевицкого, Великорусский оркестр под упр. В. В. Андреева. Симф. концерты проходили в залах Дворянского собрания и Муз. уч-ща. Многие камерные концерты проводились в зале обществ. б-ки (ныне Науч. б-ка им. В. Г. Короленко). Как педагоги известностью в X. пользовались пианист и муз. критик Р. В. Геника, скрипач И. Ю. Ахрон, виолончелисты Е. Я. Белоусов, А. А. Борисяк, А. Э. Глен, композиторы Ф. С. Акименко, К. К. Горский, В. И. Сокальский, А. А. Юрьян, певцы Ф. Бугамелли, С. Ю. Мотте, К. А. Прохорова-Маурелли и др.; в этот период были созданы многие частные муз. школы, в т. ч. А. Ф. Бенша, А. И. Горовца, В. И. Сташевской. В 1896 врач и муз.-обществ. деятель П. И. Кравцов организовал муз. кружок, деятельность к-рого способствовала распространению муз. знаний среди рабочих (существовал св. 15 лет). Большое участие в организации кружка принимал рус. комп. В. И. Ребиков. Спектакли и концерты участников кружка проводились в помещении Нар. дома; здесь была пост. опера Ребикова "Ёлка" (1905), две детские оперы Н. В. Лысенко и др. По инициативе Кравцова были созданы симф. оркестр, оркестры мандолинистов и балалаечников, рабочие хоры, он первым в дореволюц. время систематически организовывал выступления оперных трупп и отд. солистов в сельских районах Харьковской губернии.

После Oкт. революции 1917 в муз. жизни X. произошли глубокие перемены. В первые годы Сов. власти широко развернулась деятельность хор. кружков (в концертах хор. коллективов в качестве концертмейстера принимал участие И. О. Дунаевский, к-рый учился в то время в Харьковской консерватории), особую известность приобрёл смешанный хор (50 чел.) С. И. Кучина. С 1919 в саду Коммерческого клуба проходили бесплатные концерты симф. оркестра Филармонич. об-ва под упр. известного польского дирижёра В. Бердяева. Музыка постоянно звучала на вечерах "Союза иск-в" (1918-19), культ.-просвет. работу проводил рабочий кооператив "Объединение", при к-ром работали школа сценич. иск-ва, оркестр, хор, муз. классы, детские муз. клубы. Были созданы первые постоянные камерные ансамбли — квартет им. Вильома (1920), квартет им. Леонтовича (1926). Активно пропагандировал нар. укр. музыку Ансамбль бандуристов под рук. Г. М. Хоткевича. Большую муз.-просвет. работу вели комп. С. П. Дремцов, Б. К. Яновский, пианисты Л. Ф. Пактовский, Н. А. Хлебников. В 1917 на базе муз. уч-ща была основана консерватория; одноврем. в 1917-1919 в X. работала Консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова (создана на базе Филармонич. об-ва), её возглавлял известный пианист и дирижёр М. А. Бихтер. По инициативе П. И. Кравцова были организованы бесплатные оперные классы и детская опера (существовала до сер. 20-х гг.). В 1918 создана первая Народная опера, в 1920 — Рус. гос. опера, на базе к-рой в 1925 "Сорочинской ярмаркой" Мусоргского открылся укр. т-р оперы и балета (до 1931 — Укр. гос. столичная опера). В 20-30-е гг. на сцене т-ра выступали укр. певцы — З. М. Гайдай, М. С. Гришко, Ю. С. Кипоренко-Даманский, А. З. Левицкая, М. И. Литвиненко-Вольгемут, И. С. Паторжинский и др., гастролировали Л. В. Собинов, А. В. Нежданова и др. В репертуаре наряду с классич. произв. рус. и заруб. композиторов широко представлены оперы и балеты сов. авторов, в первую очередь украинских. Т-р первым на Украине осуществил пост. оперы "Тарас Бульба" Лысенко (1924); были пост. произв. укр. сов. композиторов — "Золотой обруч" Лятошинского, "Разлом" Фемелиди, "Перекоп" Мейтуса, Рыбальченко и Тица, а также опера 3. П. Палиашвили "Абесалом и Этери" на укр. языке (см. Харьковский театр оперы и балета). В 1929 был открыт Т-р муз. комедии.

В 1928 основана филармония. В её составе: симф. оркестр (с 1929; выступал под упр. дирижёров И. Б. Гусмана, К. Зандерлинга, П. Клецки, А. И. Климова, Н. Г. Рахлина и др.; с 1978 гл. дирижёр — В. Жордания), ансамбль нар. инструментов "Коробейники", эстр. ансамбль, солисты-инструменталисты, певцы, чтецы. До нач. 60-х гг. при филармонии работала хор. капелла, что давало возможность ставить оперы в конц. исполнении. Концерты проходят в основном в зале филармонии, киноконц. зале "Украина", Доме культуры Харьковского электромеханич. завода, во Дворце спорта. Выступления филармонич. коллективов и солистов способствуют интенсивному развитию муз. жизни города. Филармония ведёт большую работу по муз.-эстетич. воспитанию населения, устраивая лекции-концерты в клубах и школах, на разл. предприятиях города и области. В 30-е гг. значит. роль в конц. жизни X. сыграл также симф. оркестр Радио. В 1927 в X. проходила первая Всеукраинская муз. олимпиада.

Центр муз. образования города — консерватория. Основанная в 1917, она в 1924 была преобразована в Муз.-драм. ин-т, в 1963 — в Харьковский нн-т иск-в им. И. П. Котляревского. Здесь преподавали такие известные педагоги, как В. А. Барабашов, П. В. Голубев, А. А. Лещинский, П. К. Луценко, М. В. Микиша, М. Д. Тиц, основатель сов. укр. теоретич. и композиторской школы С. С. Богатырёв (среди его учеников — Д. Л. Клебанов, Н. Т. Коляда, Ю. С. Мейтус, В. Н. Нахабин, Г. А. Тюменева, А. Я. Штогаренко) и др. Оперная студия при консерватории (с 1937; первый руководитель — С. Д. Масловская) осуществила пост. многих произв. композиторов-классиков П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Моцарта, Р. Штрауса, Б. Сметаны, а также сов. композиторов Ю. С. Мейтуса, В. С. Губаренко и др. Организатором первых гос. муз. школ и крупным методистом детского муз. воспитания является старейший муз.-обществ. деятель города Е. И. Кандыба. В 1932 создана Харьковская организация Союза композиторов (в 1980 — 45 чл.; с 1949 пред. правления — П. Д. Гайдамака). Получило известность творчество композиторов В. С. Бибика, Ф. Ф. Богданова, В. Т. Борисова, В. С. Губаренко, А. А. Жука, В. М. Золотухина, М. В. Карминского, Д. Л. Клебанова, И. К. Ковача, М. Д. Тица, Г. Н. Цицалюка, Б. Л. Яровинского. Серьёзное внимание в харьковском отделении CK УССР и Ин-те иск-в уделяется собиранию и изучению укр. песенного фольклора (одним из первых его исследователей в X. был А. И. Стеблянко). Большую роль в пропаганде сов. музыки играет харьковская организация Муз. об-ва УССР (осн. в 1959; до 1975 — хоровое). В 1928-32 в X. издавался журн. "Музика масам" (с 1931 под названием "Музика мас"), в 1933-34 и 1936-41 — "Радянська музика". Редакторами были Ф. Е. Козицкий, Я. Я. Полферов и др. В 1956 открылась гос. муз.-театр. библиотека им. К. С. Станиславского.

В X. работают (1980): Т-р оперы и балета, Т-р муз. комедии, филармония, Ин-т иск-в, Муз. уч-ще им. Б. Н. Лятошинского, средняя спец. муз. школа, св. 50 муз. школ (включая областные), в т. ч. вечерняя муз. школа, многочисл. муз. студии, балетная школа. В Ин-те культуры и Педагогич. уч-ще существуют спец. муз. ф-ты. Высокого уровня достигла художеств. самодеятельность. Ещё с 30-40-х гг. приобрели известность хор. коллективы Канатного завода, завода "Металлист", университетские хоры, позднее популярностью стали пользоваться также нар. хор Харьковского тракторного завода (ХТЗ) "Вiзерунок" ("Узор"), муж. хор. капелла Юридич. ин-та, Рус. нар. хор и Ансамбль революц. песни завода "Серп и молот" (среди руководителей — известные музыканты А. Д. Лебединец, А. М. Птиц, З. Д. Заграничный, В. С. Палкин). Лучшие самодеят. коллективы и солисты принимают участие в декадах и днях укр. лит-ры и иск-ва в Москве, а также в разл. союзных республиках. При Доме нар. творчества более 20 лет работает Объединение самодеят. композиторов (в 1979 — св. 60 чл.).

Литература: Миклашевський Й. М., Музична i театральна культура Харкова кiнця XVIII — першоп половини XIX ст., Кипв, 1967; Богатырев С. С., Исследования, статьи, воспоминания, (ред.-сост. Г. А. Тюменева и Ю. Н. Холопов), М., 1972, с. 24-85.

Ю. Л. Щербинин.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте