Новая философская энциклопедия

ХАБЕРМАС

ХАБЕРМАС (Habermas) Юрген (род. 26 июня 1929, Дюссельдорф) – немецкий философ, создатель теории коммуникативного действия. В конце 40-х – начале 50-х гг. изучал философию, психологию, историю, немецкую литературу, экономические науки в Гёттингене, Цюрихе и Бонне (диссертация «Абсолютное в истории. О двойственности мысли Шеллинга», 1954, защищена у Э.Ротхакера [РОТХАКЕР] в Бонне). Был ассистентом Т.Адорно во Франкфурте, в Институте социальных исследований. В книге «Структурные изменения общественности» (докторская диссертация, защищена в 1961 в Марбурге у В.Абендрота), выдержавшей около 20 изданий, Хабермас раскрывает специфику «структур общественности» в их открытости, гласности, в опосредовании взаимосвязей между государством и индивидами, в установлении многомерных коммуникаций людей на негосударственном уровне. По приглашению К.Лёвита [ЛЕВИТ] и Х.Γ.Гадамера становится экстраординарным профессором Гейдельбергского университета. В 1964 занял во Франкфуртском университете кафедру, которую прежде возглавлял М.Хоркхаймер [ХОРКХАЙМЕР]. В 1971–80 – один из директоров Института исследования жизненных условий (в Штарнберге, близ Мюнхена), в 1980–82 работал в Институте социальных наук им. Макса Планка; в 1983–94 – профессор университета во Франкфурте-на-Майне. Ведет обширную исследовательскую и педагогическую деятельность (в т.ч. лекции в США, странах Европы и Азии, в 1989 – в Москве).

Автор множества работ. Основные из них – «Теория и практика» (1963); «К реконструкции исторического материализма» (1967); «К вопросу о логике социальных наук» (1977); «Запоздавшая революция» (1990); «Тексты и контексты» (1991); «Включение Другого. Основы политической теории» (1997). Испытав заметное влияние марксизма (особенно в ранней работе «Познание и интерес»), в дальнейшем Хабермас все более отходит не только от него, но и от неомарксистской критической теории общества, разработанной Франкфуртской школой, влияние которой сам Хабермас усматривал прежде всего в его «особом интересе к тем факторам, которые препятствуют социальной и культурной интеграции» (Kleine politische Schriften. Fr./M., 1981, S. 476). В работе «Проблема легитимации в позднем капитализме» Хабермас различает системный кризис (перепроизводство) и «кризис идентичности» (Identitätskrise), ведущий к нарушению социальной интеграции и личностной идентичности членов общества. «Основное противоречие капиталистической системы ведет к тому, что certis paribus либо экономическая система не производит в должной мере потребительских товаров, либо административная не осуществляет в требуемой мере рациональные решения, либо система легитимации не обеспечивает в должной мере генерализирующие мотивации, либо социокультурная система не генерирует в нужной мере смыслы, мотивирующие действия» (Legitimationsprobleme im Spätkapitalismus. Fr./M., 1982, S. 72).

Еще до появления «Теории коммуникативного действия» (1981) Хабермас противопоставил инструментальному действию (сфера труда, оперирующая критериями эффективности) действие коммуникативное – такое взаимодействие (по крайней мере двух) индивидов, которое упорядочивается согласно обязательным нормам. Инструментальное действие ориентировано на успех, коммуникативное – на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Соответственно Хабермас различал рациональность инструментальную (понятие заимствовано у М.Вебера [ВЕБЕР М.]) и коммуникативную. В более поздних работах он выделяет четыре типа действия: стратегическое (частью его становится инструментальное действие), норморегулирующее, экспрессивное (драматургическое) и коммуникативное.

Важное значение в концепции Хабермаса получает понятие «жизненного мира» (Lebenswelt), которое он заимствовал у Э.Гуссерля, объединив его с «символическим интеракционизмом» Дж.Мида. «Жизненный мир обладает не только функцией формирования контекста коммуникативного действия. Одновременно это резервуар, из которого участники коммуникации черпают убеждения, чтобы в ситуации возникшей потребности во взаимопонимании предложить интерпретации, пригодные для достижения консенсуса. В качестве ресурса жизненный мир конститутивен для процессов взаимопонимания... Мы можем представить себе жизненный мир, поскольку он привлечен к рассмотрению в качестве ресурса интерпретаций, как организованный в языке запас изначальных допущений, предпочтений, которые воспроизводятся в виде культурной традиции» (Vorstudien und Ergänzungen zur Theorie des Kommunikativen Handelns. Fr./M., 1984, S. 591). Коммуникативное действие служит и укреплению традиции, и обновлению культурного потенциала, равно как социальной интеракции и формированию солидарности; в аспекте социализации оно способствует формированию личности и личностной идентификации.

Главную особенность развития человечества на рубеже 20 и 21 вв. Хабермас усматривает в том, что определенное облегчение эксплуатации в экономической сфере сопровождается деформацией (под воздействием, в частности, средств массовой информации и массовой культуры) структур жизненного мира (жизни семьи, быта, отдыха, досуга, мира мыслей и чувств индивида), которые и превращаются в «чуждые» ему формы и координации действия.

В последние десятилетия Хабермас активно участвовал в дискуссиях: о «модерне» и «постмодерне» (Der philosophische Diskurs der Moderne. Fr./M., 1988: размежевание в истолковании культуры Нового времени с концепциями Хайдеггера, Лакана, Фуко, Деррида и др.), по проблемам либерализма и коммунитаризма (полемика с Дж.Роулзом, Р.Дворкиным и др.), по проблемам права, демократии, правового государства, административной власти, конституции. Хабермас подвергает критике отрыв административной власти от коммуникативного действия, от новых моральных норм, возникающих в обществе. «Либеральная архитектоника государства и общества» дополняется у Хабермаса тем, что наряду с государственной властью и централизующим воздействием рынка он выдвигает в качестве третьего (и преимущественного) источника общественной интеграции «солидарность, ориентирование общей воли» («Фактичность и значимость» – Faktizität und Geltung, 1992), демократическое правовое государство толкуется им как «открытый проект», а демократия – как подвижное, оперативное понятие (Verfahrensbegriff der Demokratie).

Вместе с К.-О.Апелем Хабермас еще в 70-х гг. предложил дополнить основанные на концепции Канта «монологические позиции» «автономистской», т.е. индивидуалистической, этики этической моделью коммуникативности и дискурса. В разрабатываемой Хабермасом этике дискурса, в которой «место категорического императива занимает опыт моральной аргументации» (Erläuterung zur Diskursethik. Fr./M., 1991, S. 12), он предлагает учитывать не только значимость твердых нравственных норм, но и степень возможной солидарности личностей, участвующих в дискурсе.

В цикле докладов, прочитанных Хабермасом в Лондонском Королевском институте философии в 1997–98, он, полемизируя с различными концепциями аналитической философии (в частности, X.Патнэма и М.Дэммита), изложил проект широкомасштабного теоретического синтеза, включающего теорию языка и «речевой коммуникации» в целостную концепцию коммуникативного действия.

Сочинения:

1. Theorie und Praxis. Neuwied – B., 1963;

2. Zur Rekonstruktion des Historischen Materialismus. Fr./M., 1976;

3. Philosophisch-politische Profile. Fr./M., 1981;

4. Zur Logik der Sozialwissenschaften. Fr./M., 1982;

5. Moralbewußtsein und kommunikatives Handeln. Fr./M., 1983;

6. Die Neue Unübersichtlichkeit. Fr./M., 1985;

7. Eine Art Schadensabwicklung. Fr./M., 1987;

8. Nachmetaphysisches Denken. Fr./M., 1988;

9. Die nachholende Revolution. Fr./M., 1990;

10. Texte und Kontexte. Fr./M., 1991;

11. Vergangenheit als Zukunft. Z., 1991;

12. Die Einbeziehung des Anderen. Fr./M., 1997;

13. в рус. пер.: Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1991, 1995.

Литература:

1. Honneth A. Kritik der Macht. Fr./M., 1985;

2. Horster R. Jürgen Habermas. Stuttg., 1991;

3. Sulter A.A. Moderne und Kulturkritik. Jürgen Habermas und das Erbe der kritischen Theorie. Bonn, 1996.

H.В.Мотрошилова



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте