Большая советская энциклопедия
I
Гваделу́па (Guadeloupe)
остров в группе Малых Антильских островов в Вест-Индии. Площадь 1703 км2. Вместе с прилегающими островами образует «заморский департамент» Франции Гваделупа. Узкий перешеек соединяет 2 части острова: Бас-Тер и Гранд-Тер. Бас-Тер сложена вулканическими породами. высотой до 1467 м (действующий вулкан Суфриер — высшая вершина Малых Анти»ьских островов). Гранд-Тер — плато высотой до 130 м, сложенное неогеновыми известняками и вулканическими туфами. Постоянных рек почти нет, так как вода уходит в трещины в известняках. Климат тропический, пассатный, жаркий и влажный. Осадков 1500—2000 мм в год. Горы покрыты влажнотропическим лесом (пальмы, древовидные папоротники). Остров открыт Х. Колумбом в 1493.
II
Гваделу́па (Guadeloupe)
страна в Вест-Индии. Владение Франции; с 1946 — «заморский департамент» Франции. В состав владения входят главный остров Гваделупа и мелкие острова Мари-Галант, Дезирад, Ле-Сент, Сен-Бартельми, Птит-Тер и северная часть о. Сен-Мартен (южная принадлежит Нидерландам). Площадь 1779 км2. Население 323 тыс. чел. (1969), главным образом негры и мулаты. Официальный язык французский. Религия католическая. Управляется префектом, назначаемым французским правительством; имеется выборный Генеральный совет. В парламенте Франции Г. представлена 3 депутатами и 2 сенаторами. Административный центр — г. Бас-Тер.
Историческая справка. В 1674 Г. была объявлена собственностью французской короны. В 1666, 1691 и 1703 Г. пытались овладеть англичане. В 1759 им удалось захватить остров, но по Парижскому мирному договору 1763 Г. была возвращена Франции. В 1794 англичане вновь вторглись на остров. Однако направленный на Г. комиссар Конвента Виктор Юг объявил свободным негритянское население острова, вооружил его и в том же году добился изгнания англичан. Г. фактически оставалась независимой республикой до 1802, когда экспедиция, посланная Наполеоном, восстановила на острове прежние колониальные порядки и в том числе рабство (отменено в 1848). В 1805 на острове был введён в действие Французский гражданский кодекс. В 1810 англичане вновь захватили Г., но вернули её Франции в 1816 по Парижскому договору.
Господство колонизаторов привело к одностороннему развитию экономики Г.: развивались только отрасли сельского хозяйства, рассчитанные на экспорт (сахарный тростник, бананы, кофе, какао). В конце 19 в. был построен ряд промышленных предприятий по переработке с.-х. продуктов, что привело к появлению на Г. промышленного пролетариата.
В годы 2-й мировой войны 1939—45 на Г. возникли первые коммунистические группы; в 1958 была создана Гваделупская коммунистическая партия (ГКП). Борьба населения Г. за ликвидацию колониального режима вынудила правящие круги Франции пойти на некоторые реформы. В 1946 Г. получила статус «заморского департамента». Однако односторонний характер экономики (75% экспорта и 90% импорта приходятся на Францию), своеобразие административного устройства способствуют сохранению многих черт колониального порядка на Г. Основное требование прогрессивных сил — предоставление Г. автономии.
В. л. Кизиченко.
Экономика. Г. — отсталая аграрная страна. Обрабатывается 27% территории, под пастбищами и лугами 10%, под лесами 31%, под прочими землями 32%. Основные экспортные с.-х. культуры: сахарный тростник (25 тыс. га, 162 тыс. т сахара-сырца в 1968/69), бананы (8 тыс. га, 180 тыс. т), кофе, какао. Возделываются также ваниль, цитрусовые. Разводят крупный рогатый скот, коз, свиней. Рыболовство. Переработка с.-х. продукции, главным образом производство сахара и рома. Около 2 тыс. км автодорог. Основной торгово-промышленный центр и порт — г. Пуэнт-а-Питр. Вывоз бананов, сахара, рома; ввоз горючего, оборудования, сырья, транспортных средств. Денежная единица — французский франк.
Просвещение. Система народного образования Г. построена на основе французского законодательства. Обучение ведётся на французском языке. В начальную школу принимаются дети в возрасте 6 лет. Начальная школа с 5-летним сроком обучения считается обязательной, однако в 1961 свыше 21% населения старше 15 лет было неграмотно. Срок обучения в полной средней школе (лицее) — 7 лет, в неполной (коллеже) — 4 года. Высших учебных заведений не имеется. В 1966/67 учебного года в начальных школах обучалось свыше 65 тыс. учащихся, в средних школах — свыше 15 тыс. учащихся, в профессиональных учебных заведениях — 2, 7 тыс. чел., в нормальной школе — 101 чел.