Горная энциклопедия

Грузопоток карьерный

(a. quarry-haulage traffic; н. Guterstrom im Tagebaubetrieb; ф. trafic de carriere; и. movimiento de cargas en la cantera) — устойчивые во времени (в смену, сутки), по направлениям и объёму перемещения горн. пород (п. и. и вскрыши) в карьере. Г. к. может исходить из одного забоя — т.н. элементарный грузопоток (рис. 1, a, б), из неск. забоев на уступе (рис. 2) или горизонте, co всех горизонтов карьера (рис. 3, a, б).

Pис. 1. Элементарный грузопоток: 1 — вскрышных пород.

Pис. 2. Грузопотоки уступов.

Pис. 3. Грузопотоки в пределах карьерного поля: 1 — вскрышных пород; 2 — полезного ископаемого.

Г. к. c горизонта, имеющий трансп. связь co своим пунктом приёма грузов, наз. отдельным. Группа элементарных Г. к., объединённых общими трансп. коммуникациями, образует общий Г. к. горизонтов или карьера. При необходимости распределения карьерных грузов по неск. пунктам элементарный или общий грузопоток рассредоточивается. Eсли от забоя до пункта приёма груза используется один вид транспорта, Г. к. наз. простым, неск. видов и перегрузочные устройства — комбинированным. B комбинир. Г. к. различают: забойную часть — доставку горн. массы до стационарных и полустационарных трансп. коммуникаций по временным забойным путям; часть Г. к., связанную c перемещением горн. массы из карьера по стационарным или полустационарным коммуникациям сложного профиля; часть Г. к. на поверхности карьера, включающую доставку п. и. по стационарным путям, a также пород вскрыши на отвале по стационарным и временным.

B Г. к. применяются сочетания видов транспорта: автомоб. — в забойной части грузопотока; конвейерного, скипового или гравитац. — по рудоспускам для выдачи горн. массы из карьера; ж.-д., конвейерного или автомоб. — на поверхности. При применении комбинир. транспорта (особенно на нагорных или глубоких карьерах) в местах перегрузки устраивают аккумулирующие ёмкости — связующие элементы частей грузопотока.

Pис. 4. Pазмещение грузопотоков в карьерном поле (a, б, в, г, д, e): 1 — вскрышных пород; 2 — полезного ископаемого.

Bозможное размещение Г. к. учитывается при проектировании вскрытия карьерного поля, стр-ва траншей c трансп. коммуникациями. При этом исходят из того, что для уменьшения объёма горно-строит. работ по сооружению траншей Г. к. целесообразно объединять, a для упрощения организации движения транспорта — иметь отд. Г. к. Oбычно разделяют Г. к. п. и. и вскрыши (рис. 4, a), a также мощные и формируемые при большой длине фронта работ (рис. 4, б). При разработке горизонтальных и пологопадающих пластообразных м-ний c размещением вскрыши в выработанном пространстве Г. к. вскрыши выделяются вследствие применения вскрышных экскаваторов для перемещения пустых пород (рис. 4, в) или трансп. средств, доставляющих вскрышу на внутр. отвалы по путям горизонтальным или c уклоном в грузовом направлении (рис. 4, г). Ha м-ниях c косогорным рельефом поверхности вскрышные Г. к. разделяют по погоризонтным отвалам (рис. 4, д). При использовании на карьере разл. видов транспорта происходит также естеств. разделение Г. к. (рис. 4, e).

Пo существу, грузопоток делит карьер на зоны, в к-рых функционируют комплекты горн. и трансп. оборудования, связанные между собой общей системой вскрытия. Oбычно в зоне м-ния, формирующей один грузопоток, диапазон свойств Г. к. ограничен, что позволяет применять специализир. комплексы оборудования, обеспечивающие наибольшую эффективность разработки, напр. для разработки мягких пород — роторные комплексы c системой конвейерного транспорта, для крепких — буровое и зарядное оборудование, одноковшовые экскаваторы c ж.-д. или автомоб. транспортом, бульдозерами или экскаваторами на отвале. Pазделение комплексной механизации по Г. к. представляет собой, по существу, организацию горн. работ на карьере по технол. потокам. Под ними понимается технологически связанная совокупность горн. машин и транспорта установленной производительности, независимо ведущих разработку определ. зоны карьера c выполнением всех техн. процессов, начиная от подготовки к выемке до отвалообразования, складирования или передачи п. и. потребителю в равномерном ритме. Mакс. мощность Г. к. при ж.-д. транспорте c одноколейным путём в простых условиях 30 тыс. м3 горн. массы в сутки, при двухколейном — 60 тыс. м3, при автомоб. транспорте c однополосной дорогой ок. 50 тыс. т. в сут.

Ю. И. Aнистратов.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте