(франц. horizontal, от греч. orizon, род. падеж orizontos, букв. — ограничивающий) — понятие, связанное с развёртыванием муз. произв. во времени и противопоставляемое вертикали — понятию, определяющему каждый данный момент многогол. произв. Г. подчёркивает изменения, возникающие по мере развития муз. формы как процесса. Понятия, указывающие на изменения в фактуре муз. произв. при их развёртывании во времени, впервые введены С. И. Танеевым в теории подвижного контрапункта; теория горизонтального (линеарного) развития мелодии у И. С. Баха разработана Э. Куртом. Приоритет в понимании муз. формы как процесса принадлежит Б. В. Асафьеву. В 20 в. в учении о гармонии, полифонии, мелодике и др. элементах муз. языка понятие Г. находит широкое применение.
Литература: Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, 1909, М., 1959; Асафьев Б. В., Музыкальная форма как процесс, кн. 1-2, Л., 1971; Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, ч. 1, М.-Л., 1937, доп., М., 1966; Mазель Л. A., О мелодии, М., 1952; Kurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts. Einfьhrung in Stil und Technik von Bachs melodischer Polyphonie, Bern, 1917, 1946 (рус. пер., M., 1931).
В. В. Протопопов.