Большая советская энциклопедия
I
Гондо́ла (итал. gondola)
одновесельная плоскодонная лодка с поднятыми фигурными оконечностями, распространённая главным образом в Венеции (упоминается в источниках с конца 11 в.). Длина в среднем 10 м, ширина 1,3 м. Управляет Г. один гребец — гондольер, стоящий на корме лицом по направлению движения. Обычно Г. имеет каюту или навес для пассажиров. Современные Г. применяются в Венеции главным образом для прогулок туристов.
Венецианская гондола.
II
Гондо́ла
железнодорожная, саморазгружающийся полувагон с плоским горизонтальным полом. См. Вагон.
III
Гондо́ла
летательного аппарата, кабина Аэростата для размещения экипажа, оборудования и балласта. На первых свободных аэростатах (воздушных шарах) Г. имела форму венецианской лодки (гондолы (См. Гондола)). Позже стали применять открытую корзину из ивовых прутьев. При небольшом весе она обладает достаточной прочностью и упругостью, смягчающей удар при посадке. На привязных аэростатах для корректирования артиллерийской стрельбы Г. изготовляют из фанеры. На Стратостатах применяют герметические шаровидные Г., металлические или пластмассовые, с амортизатором из ивовых прутьев или пневматическим из прорезиненной материи (рис.). К мягким оболочкам аэростатов Г. крепится верёвочным или тросовым подвесным такелажем. Металлические Г. обтекаемой формы полужёстких и жёстких дирижаблей (См. Дирижабль) укрепляют на металлических конструкциях корпуса. Снизу на Г. устанавливают пневматический амортизатор или трёхколёсное шасси самолётного типа.
Н. Ф. Логинов.
Гондола стратостата: 1 — строповое кольцо; 2 — иллюминатор; 3 — шаровидная металлическая оболочка; 4 — амортизатор из ивовых прутьев.