Социологический словарь

ГОЛЬДМАН

Гольдман (Goldmann) Люсьен (20.07.1913, Бухарест — 09.10.1970, Париж) — франц. социолог, основоположник генетического структурализма. Руководил Центром национальных научных исследований в парижской Высшей практической школе, возглавлял Социологический центр при Брюссельском университете.

В период второй мировой войны, эмигрировав из Франции в Швейцарию, сотрудничал с Ж. Пиаже, у которого позаимствовал элементы генетической эпистемологии (выделение так называемых операциональных структур в человеческой психике, признание решающей роли процессов социализации в формировании структуры личности и т. д.).

Своими учителями Гольдман считал также Канта, К. Маркса, Фрейда и Лукича. В ранних работах "Человеческая общность и универсум по Канту" (1945), "Гуманитарные науки и философия" (1952) Г. изложил принципы генетического структурализма. В трактате "Скрытый бог" он произвел сравнительный анализ двух социокультурных структур — философии Б. Паскаля и драматургии Ж. Расина, объясняя их внутр. сходство близостью обоих к мировоззрению янсенизма.

Культурологические исследования Гольдмана ценны конкретными наблюдениями в связи с отдельными произведениями. Однако объяснение генезиса изучаемых художественных и социальных структур неизменно остается вульгарно-социологическим (Вульгарный социологизм), что обесценивает практику структурно-генетического анализа явлений культуры. Зап. социологи указывают на отсутствие у Гольдмана структуралистского профессионализма и на противоречивость его "генетических" деклараций. Несмотря на плодотворность замысла Гольдмана (попытка диалектике-материалистической "коррекции" традиционного франц. структурализма), его теория осталась противоречивой и эклектичной.

В последних работах Гольдмана часто выступал с критикой социальной практики как современного капиталистического, так и социалистического обществ, выдвигал утопическую программу "гуманизации" социализма посредством внушения людям необходимости возрождения утраченного "подлинного" (аутентичного) взаимоотношения с миром вещей и друг с другом. Его позиция все более приближалась к раннехайдег-геровской концепции человека, что нашло свое отражение в неоконченной монографии Г. "Лукач и Хайдеггер".

Соч.: 1) Le Dieu cache. P., 1955.



ScanWordBase.ru — ответы на сканворды
в Одноклассниках, Мой мир, ВКонтакте