Советская историческая энциклопедия
(Holbach), Поль Анри (1723 — 21.VI.1789) — представитель франц. Просвещения, философ-материалист и атеист. Род. в Эдесхейме (Германия) в семье крупного торговца, нем. барона. Воспитывался и жил в Париже. Получил широкое, по тому времени, естеств.-науч. образование. В 1751 Г. познакомился с Д. Дидро и с 1752 стал сотрудником издававшейся по инициативе Дидро "Энциклопедии наук, иск-в и ремесел" ("Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers", 1751-80). Салон Г. был своего рода штабом энциклопедистов, где собирались Дидро, Ж. Д'Аламбер, К. Гельвеций и др.
=====
Начало лит. деятельности Г. относится к 1752, однако осн. его труды были написаны только после 1765, когда была завершена работа над большинством томов "Энциклопедии". К числу осн. трудов Г. этого периода относятся: "Дух духовенства, или Первоначальное христианство, отомщенное предприятиями и излишествами современных попов" ("L'esprit du clergé, ou le Christianisme primitif vengé des entreprises et des excès de nos prêtres modernes"), "Священная зараза, или Естественная история суеверия" ("La Contagion sacrée, ou histoire naturelle de la superstition"), a также "Система природы, или О законах мира физического и мира духовного" ("Système de la nature ou des lois du monde physique et du monde moral...", Amst., 1770, рус. пер. — M., 1940) — классич. произв. воинствующего материализма. Все эти работы Г. публиковались анонимно, за пределами Франции и за свою антирелиг. и антиправительств. направленность подвергались жестокому преследованию со стороны церкви и пр-ва. Г. явился крупнейшим систематизатором мировоззрения франц. материалистов 18 в. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. В социально-политич. взглядах Г. проявилась бурж. сущность его мировоззрения. Он резко критиковал феод. собственность и феод. формы эксплуатации, требовал ограничения королев. власти. Выступая против феод. строя, Г. выражал надежду на осуществление "царства разума" (понимая под последним бурж. строй) в результате появления просвещенного монарха, гуманного законодателя. Большое место во взглядах Г. занимает учение о человеке как физич. существе, подчиненном вечным и неизменным законам природы. Последняя, по Г., наделила людей разными физич. свойствами и интеллектуальными способностями. Это природное неравенство, заставляющее людей нуждаться друг в друге, является "опорой общества". В "Системе природы..." Г. писал, что люди, чтобы удовлетворять свои взаимные потребности и обеспечить себе взаимопомощь, создали общество, целью к-рого является счастье людей. Однако человек не может быть счастливым, не делая счастливыми других, вот почему люди заключили между собою договор: не вредить друг другу. А так как люди от природы не равны и по разному представляют себе счастье и средства достижения его, то понадобилась сила, к-рая удерживала бы их в рамках долга. Эта сила — закон. Толкователями законов, как воли общества, выступают граждане, избранные обществом и наделенные им необходимой властью. Так возникает пр-во, к-рое является законным, поскольку оно опирается на согласие общества. Общество же всегда сохраняет свой приоритет над пр-вом и, если того требуют его интересы — свобода, собственность и безопасность, — может убрать эту власть, изменить форму своего пр-ва. Г. полагал, что лишь благодаря незнанию этих истин или неумению применить их народы стали несчастными, превратившись в жалкое скопище рабов, отделенных друг от друга, оторванных от общества, к-рое перестало доставлять им необходимые блага. Человек, — отмечал Г., — есть продукт среды, в к-рой он живет. Поэтому для того чтобы люди были добродетельными и счастливыми, необходимо создать соответств. среду — общество. Г. резко выступал против религии, к-рая, как он отмечал, закрепляя невежество людей, сеет среди них заблуждения, способствует воспитанию безволия, бездеятельности, жестокости и фанатизма. Утверждая познаваемость мира, Г. был убежден в том, что познание законов природы приведет человека к счастью, избавит его от религ. химер. Рассматривая их происхождение, Г. писал, что невежество и слабость человека делают его суеверным. "...Словом бог люди обозначают всегда наиболее скрытую, наиболее далекую и неизвестную причину наблюдаемых ими явлений" ("Система природы...", М., 1940, с. 223). Если незнание природы стало началом богов, то "познание её должно их уничтожить" (там же, с. 229).
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство..., К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 145, 147, 148; их же, Нем. идеология, там же, т. 3, с. 409-12; Ленин В. И., О значении воинствующего материализма, Соч., 4 изд., т. 33, с. 201-10; Волгин В. П., Социальные и политич. идеи Гольбаха, "ННИ", 1957, No 1; Беркова К. Н., П. Гольбах, М., 1923.
=====
Е. Л. Зельманова. Ленинград.