(a. hydraulic power drive; н. hydraulischer Antrieb; ф. commande hydraulique; и. mando hidraulico) — совокупность устройств, в число к-рых входят гидропередача, система управления и вспомогат. оборудование для приведения в движение механизмов и машин посредством рабочей жидкости, поступающей под давлением. Гидропередача — часть Г., предназначенная для передачи движения от приводящего двигателя к машинам и механизмам. В качестве источника энергии Г. используются тепловой, электрич., пневматич. двигатели и др. Рабочей жидкостью служат масла, эмульсии и др. Осн. цель применения Г. — обеспечение в широком диапазоне заданной частоты вращения или скорости перемещения исполнит. органа машины, рациональное и достаточно независимое расположение узлов и деталей привода, уменьшение массы и габаритов машины, снижение динамич. нагрузок и защита от перегрузок, повышение надёжности горн. машин, работающих в условиях, опасных по газу, пыли и т.д. Гидропередачи бывают объёмными (гидростатическими), гидродинамическими и смешанными. В горн. машинах преим. применяются первые два вида гидропередачи.
Действие объёмной гидропередачи основано на использовании гидростатич. напора жидкости. Состоит из объёмного насоса, объёмного гидравлич. двигателя, резервуара для рабочей жидкости, трубопроводов. По кинематике различаются передачи возвратно-поступат., возвратно-поворотного и вращат. движения. Позволяет с высокой точностью устанавливать или изменять скорость машины при произвольном нагружении, развивать или поддерживать значит. нагрузки на исполнит. органе, точно воспроизводить заданные режимы вращат. или возвратно-поступат. движения. В горн. машиностроении впервые применена в 1932 на врубовой машине с гидравлич. механизмом подачи. В горн. деле широко используются объёмные гидропередачи в приводе механизир. крепей и индивидуальных средств крепления, а также угледобывающих и проходч. комбайнов. Приводная часть при Г. уменьшается до 3-4 раз и снижается масса самой машины (напр., роторных экскаваторов на 10-30%).
Действие гидродинамич. передачи основано на передаче крутящего момента через жидкость, циркулирующую в лопастных колёсах, за счёт изменения момента кол-ва движения рабочей жидкости. Гидродинамич. передачи подразделяются на гидромуфты, в к-рых передача осуществляется двумя лопастными колёсами — насосным и турбинным, имеющими одинаковые крутящие моменты на ведущем и ведомых валах, и на гидротрансформаторы — передача с тремя лопастными колёсами (насосное, реактор, турбинное), к-рые в зависимости от нагрузки бесступенчато регулируют частоту вращения ведомого (турбинного) вала. Приводы с гидромуфтами (предохранит. и пускопредохранит. типов) применяются в машинах, испытывающих резко-переменные нагрузки, — скребковые и ленточные конвейеры, роторные экскаваторы и др. Гидротрансформатор используется в машинах, где необходимо обеспечить работу приводного двигателя при постоянной мощности независимо от нагрузки на валу турбинного колеса.
Г. применяется в нефт. оборудовании (гидропоршневые глубинные насосные установки, гидрокачалки, буровые установки и др.), на трансп., дорожно-строит., карьерных и др. машинах.
Литература: Центробежные и объемные гидропередачи и перспективы их применения в горной промышленности, М., 1964; Объемные гидравлические приводы, под ред. Т. М. Башты, М., 1969; Хорин В. Н., Объемный гидропривод забойного оборудования, 3 изд., М., 1980; Расчет и конструирование гидроприводов механизированных крепей, под ред. Ю. Ф. Пономаренко, М., 1981; Берман В. М., Верескунов В. Н., Цетнарский И. A., Система гидропривода выемочных и проходческих машин, М., 1982.
В. Н. Хорин, В. М. Берман.