(1770-1831)
немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе теорию диалектики, обращавшийся к проблемам этнической психологии, особенно в его главной работе "Философия духа" (1807).
Национальная психология интересовала Г. в связи с тем, что она отражает в себе историю развития этноса. В целом понимание им национального характера было очень противоречиво, хотя в его рассуждениях по этому поводу можно найти много плодотвор-ных идей и суждений. Например, уделял серьезное внимание роли географической среды в формировании национальной психики, подчеркивал, что последняя консервативна и почти неизменна.
Г. в то же время выступал против отождествления понятий национального характера и темперамента, ут-верждая, что они различны по своему содержанию. Если национальный характер имеет всеобщее проявление, то темперамент — особенность отдельного индивидуума.
Г. как объективный идеалист считал творцом исторического процесса мировой дух и в связи с этим интересно рассматривал соотношение характера народного духа и мирового духа. В сознании некоторых народов, по его мнению, воплощается мировой дух, и он выражает сущность эпохи, поэтому всю историю можно разделить на четыре периода: восточный, греческий, римский и германский. В этом суждении присутствует существенное противоречие. С одной стороны, Г. подходит к национальному характеру как социальному явлению, имеющему свою детерминацию, часто социокультурную, природную, географическую. С другой — национальный характер выступает у него как абсолютный дух, который оторван от объективной основы жизни народа, отдельного этноса. Дух народа, по Г., имеет некоторую определенность как ступень развития мирового духа; выполняет определенные функции, создавая из себя наличный мир, свои культуры, религии, обычаи, определяя государственное устройство, законы и поведение людей, их судьбу и историю.
Гегель, кроме того, исследовал характеры европейских народов, отмечая не только их разнообразие, но и определенное сходство. Раскрывая черты национального характера англичан, Г. подчеркивает их способность к интеллектуальному восприятию мира, склонность к консерватизму, приверженность к традициям По его мнению, итальянский и испанский характеры близки друг другу, их основной чертой является индивидуализм. Однако черты индивидуализма у итальянцев проявляются ограниченно, тогда как у испанцев они носят форму всеобщности и проникнуты рефлексией. Основными чертами национального характера немцев Г. считал глубину мысли, рассудительность, выдержку, определяющие их успех во всех сферах деятельности.
(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)