Советская историческая энциклопедия
(араб. — поход, набег, нашествие) — одно из названий джихада. Участие в Г. для каждого мусульманина считалось священной обязанностью. Погибшие в войне объявлялись мучениками, к-рым якобы уготовано место в раю. Учение о Г. возникло в начальном исламе. В 7-10 вв. в период создания мусульм теократич. гос-в идея Г. служила обоснованием завоеват. войн араб. халифата. Позднее ее использовали в захватнич. целях тур. султаны, а также лидеры панисламизма. В последующие эпохи учение о Г. претерпело нек-рые изменения.
=====
Идея Г. использовалась иногда мусульманским духовенством как лозунг, поднимавший массы на борьбу против колонизаторов (борьба горцев Сев. Кавказа в 20-50-х гг. 19 в., восстание махдистов в Судане против англ. империализма в 90-х гг. 19 в.). Однако идеи Г., разжигая нетерпимость к иноверцам, подменяли клас. интересы людей их религ. принадлежностью, вели к замкнутости, отчуждению от др. народов, слепому подчинению феод.-клерикальной знати и тем самым сужали и ослабляли базу этих в основе своей демократич. движений.
=====
В годы гражд. войны под лозунгом Г. против Сов. власти выступила помещичье-клерикальная верхушка Дагестана и Чечни, контрреволюционеры-националисты в Ср. Азии (см. Басмачество) и др.
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 10, М., 1933, с. 6; Смирнов Н. A., Мюридизм на Кавказе, М., 1963; Климович Л. И., Ислам, М., 1962.
=====
В. Г. Гаджиев. Махачкала.
=====
Л. И. Климович. Москва.