(от яванск. gamel — ударять, стучать) — нац. индонез. оркестр Наивысшего развития достиг на островах Ява и Бали. В состав Г. входят гл. обр. удар. инструменты: пластиночные гамбанг, гендер, сарон; лежачие гонги бонанг, разл. подвесные гонги, барабаны генданг и др. Иногда включаются струн. щипковые — кечапи и челемпунг, смычковый ребаб, продольная флейта сулинг, разл. шумовые инструменты. Общее число инструментов от 10 до 25. Строй пластиночных инструментов определяет строй всего оркестра. Употребляются звукоряды — 5-ступенный слендро и 7-ступенный пелог. При исполнении выбранной темы обычно руководствуются одной из ладотональных формул — патет. Звучание Г. отличается большой гибкостью динамики и выразительностью, чему способствует искусное сочетание тембровых красок. Разучивание партий производится гл. обр. на слух. Каждый музыкант, исполняя свою тему, стремится лучше выявить характер своего инструмента. В основе репертуара — импровизац. исполнение классич. муз. тем и нар. мелодий. Г. используется в драматич., балетных, песенно-танц. представлениях, торжеств. церемониях, шествиях, на праздниках. Наиболее крупные Г.- оркестры Гамелан мангганг и Гонг геде.
Литература: Демин Л. М., Искусство Индонезии, М., 1965; Grоnеman J., De Gamelan te Jogjеkarta, met eene voorrede..., Amst., 1890; Ensiklopedia Indonesia, v. 2, Bandung — 's-Gravenhage, 1955, p. 522-24.
P. Б. Галайская.