Советская историческая энциклопедия
1.
(Franck), Себастьян (20.I.1499 — 1542 или 1543) — нем. гуманист, философ и историк, деятель радикально-бюргерского направления Реформации. Род. в г. Донаувёрте. Был вначале католич., а затем лютеранским священником, но, разойдясь с М. Лютером (как по догматич., так и по социальным вопросам), отказался от духовного сана и примкнул к анабаптизму (1528). Ф., выступивший с защитой своих прогрессивных, проникнутых сочувствием к народу воззрений в эпоху реакции, последовавшей за поражением Крестьянской войны 1524-25, подвергался постоянным преследованиям как со стороны католич., так и лютеранского лагерей; был вынужден странствовать по городам Юж. Германии, найдя наконец убежище в Базеле (с 1539).
=====
В 1531 в Страсбурге Ф. опубликовал "Хронику, летопись и ист. библию..." ("Chronica, Zeitbuch und Geschichtsbibel..."), в к-рой впервые подробно изложил свои ист. и филос. воззрения. Затем последовали "Космография" ("Weltbuch", Tübingen, 1533), "Нем. хроника" ("Chronicon Germaniae", Augsburg, 1538), "Парадоксы" ("Paradoxa", В., 1966), "Поговорки..." ("Sprichwörter", Frankfurt, 1541) и др. его соч., написанные на отличном нем. яз. и предназначенные им "для простого человека". Во взглядах Ф. отразилось влияние пантеистич. нем. мистики (И. Экхарт, И. Таулер) и гуманистич. рационализма, нашел отражение ист. опыт Крестьянской войны и Реформации. Ф. выступал против церк. догматики (и против всякой церк. организации), выдвинув положения о "внутреннем слове", о "Христе в нас". В своих филос. воззрениях Ф. — "... настоящий мистический пантеист" (Маркс К., см. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 7, 1940, с. 179). Ф. дал обобщенную картину исторического развития человечества. Он подошел к идее прогресса, наметил свою периодизацию истории. Источник несчастий человечества Ф. видел в частной собственности, со времени ее возникновения всю историю изображал как историю борьбы между угнетателями и трудовым народом. Ф. выступал против тирании духовенства, князей и дворян и доказывал неизбежность гибели власть имущих и установления "царства справедливости". Хотя Ф., как и др. гуманисты, был противником народных восстаний, однако он считал, что восстания являлись неизбежным ответом народа на чинимые над ним акты социального гнета, и призывал учитывать эти уроки истории.
=====
Лит.: Левен В. Г., Историч. взгляды С. Франка, в сб.: Ср. века, в. 6, М., 1955; его же, К оценке народных восстаний в трактатах С. Франка, "Уч. зап. Рязан. гос. пед. ин-та", 1957, т. 16; его же, Филос. воззрения С. Франка, "ВФ", 1958, No 10; Копысский З. Ю., С. Франк — обличитель католической церкви и папства, "Изв. АН БССР", 1955, No 1; Hegler A., Geist und Schrift bei S. Franck, Freiburg in Breisgau, 1892; Stupperich R., S. Franck und das münsterische Täutertum, в кн.: Dauer und Wandel der Geschichte, Münster, 1966; Steinmetz M., Das Müntzerbild von Luther bis Friedrich Engels, В., 1971.
=====
M. M. Смирин. Москва.
2.
(Frank), Тенни (19.V.1876 — 3.IV.1939) — амер. историк античности. Проф. ун-та Джонса Хопкинса в Балтиморе с 1919. Президент Амер. филологич. ассоциации (1929). Чл.-корр. Британской академии, чл. Амер. академии искусств и наук, чл. Амер. филос. об-ва. Автор многих работ по экономич. истории Др. Рима и истории рим. лит-ры. В работах "Экономическая история Рима" ("An economic history of Rome", Balt., 1920), "Экономический обзор древнего Рима" ("An economic survey of Ancient Rome", v. 1-5, Balt., 1933-40) Ф. дал самую полную в совр. бурж. историографии разработку экономич. истории Др. Рима; он разделял точку зрения М. Вебера о капитализме в Др. Риме, хотя и считал капитализм древних римлян отличным от совр. индустриального капитализма.
Соч. (кроме указ. в ст.): Roman Imperialism, Н. Х., 1914; Roman buildings of the Republic, Rome, 1924; Catullus and Horace, N. Y., 1928; Aspects of social behavior in Ancient Rome, Camb., 1932; A history of Rome, N. Y., (1934); Life and literature in the Roman Republik, Berkeley, 1961.