Новая философская энциклопедия
ЕВСТРАТИЙ НИКЕЙСКИЙ (Εὐστράτιος Νικαῖος) (ок. 1050 – после апреля 1117) – византийский церковный деятель, митрополит, полемист, комментатор античных философов. Впервые упоминается в источниках в связи с делом своего учителя Иоанна Итала [ИОАНН ИТАЛ],когда Евстратий едва избежал обвинения в ереси. Однако вскоре стал митрополитом Никеи. Был одним из семи богословов, полемизировавших с миланским архиепископом Пьетро Гроссолано (1112) по вопросу об исхождении Св. Духа (filioque); в полемических трактатах против латинян Логос (Сын Божий) и Св. Дух представлялись Евстратием как две руки Бога-Отца. Дважды (1087 и 1114) участвовал в антимонофиситской полемике. Был «вселенским дидаскалом» (ок. 1115/16). Обвинения в ереси (соборное постановление 27 апреля 1117) были вызваны акцентированием Евстратием человеческой природы Христа; был реабилитирован и в 1157 причислен к высшим церковным авторитетам.
Автор комментариев к частям «Второй Аналитики» и «Никомаховой этики» Аристотеля. В определении бытия соединял номинализм с неоплатоновским учением об эманации. В богословии отдавал предпочтение смыслу (текста) перед свидетельствами традиции. В этических комментариях защищал платоновское учение против аристотелевской критики.
Сочинения:
1. GAG, t. 20, p. 1–222, 256–406;
2. Mercken H.P.F. The Greek Commentaries on the Nicomachean Ethics of Aristotle, vol. 1. L., 1973.
Литература:
1. Joannou P. Definition des Seins bei Eustratios von Nikaia. – «Byzantinische Zeitschrift», 1954, 47, S. 358–368;
2. Idem. Eustrate de Nicée. – «Revue des Études Byzantines», 1952 (1953), 10.
M.В.Бибиков